СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Первое Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования было утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 27.04.2006 № 42. Оно былоразработано в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасць Вярхоўнага Савета РэспублікіБеларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001г. № 1554 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., № 103, 5/9279). Это Положение регулировало порядок создания, функционирования и прекращения деятельности социально-педагогической и психологической службы (далее СППС) учреждений образования, обеспечивающих получение дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального и высшего, социально-педагогических учреждений (далее - учреждение образования) и служило правовой и организационно-методической основой ее работы.Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования определяло цель, задачи и принципы деятельности, функции социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, организацию работы, права, обязанности и ответственность специалистов, вопросы взаимодействия социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
В 2008 году Министерство образования Республики Беларусь разработало «Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования» от 22 мая 2008 г. № 12-01-05/3871-2 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2008 г., № 11, с. 7). Методические рекомендации определяли роль СППС в системе функционирования учреждений образования, конкретизировали особенности деятельности СППС в различных учреждениях образования, обращали внимание на специфику работы членов СППС, организацию рабочих мест, пданирование и документирование работы СППС учреждения образования, особенности мониторинга и критерии оценки работы СППС учреждения образования, организацию деятельности специалистов СППС по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», правовые аспекты работы СППС учреждения образования и другие вопросы.
Приложение 1. Перечень нормативных документов.
Приложение 2. Перечень документации педагога социального. Перечень документации педагога-психолога.
Приложение 3. Ннекоторые образцы документации социально-педагогической и психологической службы.
В 2011 году было принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» (Нац.реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. - № 96., Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, 2011 г., № 17). Настоящее постановление вступило в силу с 1 сентября 2011 года.Настоящее Положение регулирует порядок создания и функционирования социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью). Это Положение определяет цель, основные задачи и принципы деятельности, функции СППС учреждения образования, организацию работы СППС учреждения образования, права и обязанности СППС учреждения образования.