Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Дубовица, моя деревня, любовь моя  Обобщающий урок по русскому языку по теме «Синтаксис и пунктуация»

Дата: 5 апреля 2017 в 16:30

                            

                                  Дубовица, моя деревня, любовь моя

 Обобщающий урок по русскому языку по теме «Синтаксис и пунктуация»

                                                        V класс

Подготовила: Стрикелева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

 Цель урока: обобщение и систематизация знаний но теме «Синтаксис и пунктуация».

Задачи урока: активизировать знания  учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»; обеспечить деятельность, направленную на совершенствование умений и навыков в определении грамматической основы предложения, однородных членов предложения, синтаксического разбора предложения; формировать познавательную мотивацию к развитию коммуникативных умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осознанно работать с текстом; содействовать воспита­нию любви к родной деревне.

 Оборудование: фотографии деревни Дубовица, тексты на печатной основе, маршрутные листы, листы с критериями оценки.

                                                    Ход урока  

  1. Организационный этап.

 - Здравствуйте, ребята! Французский писатель Анатоль Франс когда-то сказал: « Путешествия учат нас больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт нам больше, чем десять лет жизни дома». Согласны ли вы с мнением Франса?

(Ответы учащихся.)

2. Вызов. Создание эмоционального настроя урока.

- Сегодня на уроке я приглашаю вас совершить заочную экскурсию по нашей родной деревне. Ориентирами в пути будут  фотографии знакомых нам с вами детства мест.

Учитель выразительно читает ребятам следующий текст.

Прекрасный  уголок  Гомельщины,  край голубых рек и озёр, таинственных болот – всё это наша  Кормянщина. Это наш край, любимый и дорогой, богатый чудесными местами: ручейками и речками, вековыми дубравами и бескрай­ними полями, скоростными трассами, про­сёлочными дорогами и памятными с  детства тропинками. Но нет дороже в этом краю места, чем наша милая сердцу деревенька под чарующим названием Дубовица.

3.  Мотивация и целеполагание.

Совершая путешествие, мы ещё паз вспомним всё то, что узнали о предложении на предыдущих занятиях. Ребята, подумайте и назовите цель своей деятельности сегодня на  уроке, чего вы хотите достичь. (Ребята называют цели урока.)

           Да, сегодня вы должны не только повто­рить полученные ранее знания из раздела «Синтаксис и пунктуация», но и проверить, умеете ли вы применять их на практике.

4.  Самоконструкция.

- Итак, в путь! Сегодня мы пройдём по тихим улочкам нашей деревеньки. Начнём нашу  экскурсию со словарной работы.

 На доске записано:

Экскурсия - это коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с чем-либо.

 -   Ребята, подберите однокоренные слова к слову  экскурсия. (Экскурсовод, экскурсионное бюро.)  Устно составьте с ними предложения.

  А теперь посмотрите на первую фотогра­фию. Вы видите нашу деревню с высоты птичье­го полета. Она не всегда была такой, сейчас вы в этом убедитесь. Ребята, у вас на столах лежат печатные основы, маршрутный лист и критерии оценивания. Подпишите ваши печатные основы, и начнём нашу работу.

* Прочитайте текст.

             В XX веке наша деревня была ц..нтром четырёх д..р..вень Дубовица       Норковщина Михалёвка и Моторовка. Ж..тели д..р..вень выращивали овёс лён  пшеницу  к..ртофель и г..рох. Излишки с..ляне  прод..вали на рынке в Корме. Там же они прод..вали мёд рыбу и мясо. Ж..тели нашего м..стечка отличались особым трудолюбием и бережливостью.

* Вставьте пропущенные буквы .

* Расставьте недостающие знаки препинания.

 *Подчеркните грамматические основы предложений.

* По наличию грамматических основ объясните, простое или сложное предложение перед нами.

* Оцените себя и выставьте себе отметку в маршрутный лист.

5. Социоконструкция 1 ( работа в группах)

 -  Вернёмся в современную нам деревню. Если добираться к нам на автобусе, то непременно мы будем проезжать мимо улицы Садовой, расположенной вдоль живописного сада.

  Каждая группа получает по фотографии улицы. Все они разные.

                                                 Задания для групп: 

 1-я группа. Составить три предложения по фотографии, используя однородные члены

  2-я группа. Составить три предложения используя, обобщающее слово, стоящее в начале предложения.

  3-я группа. Составить предложения, используя  обобщающее слово, стоящее в конце предложения.

6. Социализация 1.

 Группы читают свои предложения и аргументируют свой выбор: почему выбранные слова они считают однородными членами предложения, почему выбранное слово является обобщающим.

7. Этап релаксации ( физкультминутка).

-Ребята, по улице Садовой, пройдя через небольшой мостик, мы выходим к парку. Парк – это место отдыха наших сельчан. Я вам предлагаю тоже немного отдохнуть.

   Подойдите к доске, посмотрите, какие интересные сюжеты мне удалось запечатлеть в парке, находящемся  в  самом центре Дубовицы. Как можно в нём с пользой провести время? Не торопитесь отвечать. Жестами покажите друг другу, куда вы зовёте товарища и зачем.

 8.Социоконструкция 2 ( работа в парах).

   - В парке мы хорошо отдохнули, у всех  поднялось настроение. Мы продолжаем нашу экскурсию. По красивейшей улице нашей деревни, которая называется Гомельской, мы отправляемся далее, на живописный берег реки Горна, протекающей рядом с небольшим березняком, расположенном на небольшой возвышенности между Дубовицей и Норковщиной. Давайте вновь обратимся к печатным основам.

* Прочитайте текст.

   Река Горна— гордость нашей деревни. Словно голубая лента, брошенная  с небес на землю, окаймляет она нашу тихую  деревеньку. Вот уже несколько лет гнездятся на реке дикие утки. Каждую весну они прилетают к нам, чтобы в тихих заводях у них   появились малыши. Из года в год растут на наших глазах утиные семьи. Придёт весна, и мы опять пойдём к реке встречать пернатых друзей.

 * Докажите, что это текст.

 * Определите его стиль.

 * Подчеркните грамматические основы.

 * Почему в предложениях с двумя грамматическими основами стоит запятая?

 * Сколько сложных предложений в тексте?

 * Сделайте синтаксический разбор простых предложений.

  9. Социализация 2.                          

- Ребята, а каким предложением  вы бы закончили этот  текст? ( Ответы учащихся.)  

    Проверьте свои работы, найдите ошибки и недочёты, разберите их в своей паре самостоятельно. Выставьте отметку в марщрутный лист.

10. Разрыв.                          

   - Вдоль реки  возле железного мостика тянется  чудесный  березняк. Давайте по нему пройдёмся и напишем небольшой словарный диктант: путешествие, шоссе, асфальт, роща, берёзы, обрыв, овраг, зверьки, пернатые, растения.

      На обратной стороне доски записаны эти же слова. Учащиеся сверяют их и выставляют себе  отметки  в маршрутные листы.

   - На доске записаны предложения с неправильным синтаксическим разбором. Исправьте ошибки в их разборе.

    Между Дубовицей и рекой Горна протянулись зелёные поля и луга. Вдали они сливаются  с бесконечной линией горизонта.

  - Друзья, мы успешно преодолели весь путь и незаметно, пройдясь  по улицам Мира, Заречной и Школьной, вышли к своей  родной школе. Давайте ещё раз взглянем все фотографии и выполним небольшой тест.

                                                 

ТЕСТ

1. Обращение — это:

а) имя человека;                           

б) слово, которое называет того, к кому

обратились;          

в) слово, которое называет того, кто к вам обратился.

2.  Сложное предложение – это предложение, в котором:

а) две и более грамматические основы;

б) есть второстепенные члены;

в) есть запятые.

3.  Обобщающее слово — это:

а) второстепенный член;

б) один из однородных членов;

в) слово, которое поясняется однородными членами и является с ними одним членом предложения.

4.  Прямая речь — это:

а) дословно переданная чужая речь;

б) сложное предложение;

в) обращение к кому-либо.

5.  Грамматическая основа — это:

а) главные члены предложения;

б) подлежащее и сказуемое;

в) существительное и глагол.

По ключу учащиеся проверяют тест и выставляют отметку в маршрутный лист.

11. Рефлексия.

- Ребята, наша экскурсия закончена. Понравился ли вам наш урок? Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Какие затруднения вам встретились на пути следования?

  Учащиеся сдают маршрутные листы. Каждый ученик получает за урок отметку согласно маршрутному листу.

 12. Домашнее задание.

- Для тех, кто показал высокий и хороший уровень достижений, предлагаю составить свой туристический маршрут по деревне Дубовице.

(5 - 6 предложений). Кто же испытывал затруднения в работе, выполните упр.175.

Общее задание: подготовить вопрос-ловушку для одноклассника по теме «Синтаксис и пунктуация».     

13. Итоговый этап урока.

 - Ребята, учитесь с увлечением.  Учение – сложный, но благодарный труд.

 А еще любите свою деревню, ведь в ней живут ваши бабушки, дедушки, мамы, папы. Берегите её, приумножайте её красоту, ведь, может, через несколь­ко лет именно вы будете вершить её  судьбу.

- Было ли вам интересно путешествовать по нашей деревеньке?

- Какие задачи мы с вами можем поста­вить перед собой на следующий урок?  (Ответы учащихся.)                                      

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.