Дубовица, моя деревня, любовь моя
Обобщающий урок по русскому языку по теме «Синтаксис и пунктуация»
Подготовила: Стрикелева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: обобщение и систематизация знаний но теме «Синтаксис и пунктуация».
Задачи урока: активизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»; обеспечить деятельность, направленную на совершенствование умений и навыков в определении грамматической основы предложения, однородных членов предложения, синтаксического разбора предложения; формировать познавательную мотивацию к развитию коммуникативных умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осознанно работать с текстом; содействовать воспитанию любви к родной деревне.
Оборудование: фотографии деревни Дубовица, тексты на печатной основе, маршрутные листы, листы с критериями оценки.
Ход урока
- Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Французский писатель Анатоль Франс когда-то сказал: « Путешествия учат нас больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт нам больше, чем десять лет жизни дома». Согласны ли вы с мнением Франса?
(Ответы учащихся.)
2. Вызов. Создание эмоционального настроя урока.
- Сегодня на уроке я приглашаю вас совершить заочную экскурсию по нашей родной деревне. Ориентирами в пути будут фотографии знакомых нам с вами детства мест.
Учитель выразительно читает ребятам следующий текст.
Прекрасный уголок Гомельщины, край голубых рек и озёр, таинственных болот – всё это наша Кормянщина. Это наш край, любимый и дорогой, богатый чудесными местами: ручейками и речками, вековыми дубравами и бескрайними полями, скоростными трассами, просёлочными дорогами и памятными с детства тропинками. Но нет дороже в этом краю места, чем наша милая сердцу деревенька под чарующим названием Дубовица.
3. Мотивация и целеполагание.
Совершая путешествие, мы ещё паз вспомним всё то, что узнали о предложении на предыдущих занятиях. Ребята, подумайте и назовите цель своей деятельности сегодня на уроке, чего вы хотите достичь. (Ребята называют цели урока.)
Да, сегодня вы должны не только повторить полученные ранее знания из раздела «Синтаксис и пунктуация», но и проверить, умеете ли вы применять их на практике.
4. Самоконструкция.
- Итак, в путь! Сегодня мы пройдём по тихим улочкам нашей деревеньки. Начнём нашу экскурсию со словарной работы.
На доске записано:
Экскурсия - это коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с чем-либо.
- Ребята, подберите однокоренные слова к слову экскурсия. (Экскурсовод, экскурсионное бюро.) Устно составьте с ними предложения.
А теперь посмотрите на первую фотографию. Вы видите нашу деревню с высоты птичьего полета. Она не всегда была такой, сейчас вы в этом убедитесь. Ребята, у вас на столах лежат печатные основы, маршрутный лист и критерии оценивания. Подпишите ваши печатные основы, и начнём нашу работу.
* Прочитайте текст.
В XX веке наша деревня была ц..нтром четырёх д..р..вень Дубовица Норковщина Михалёвка и Моторовка. Ж..тели д..р..вень выращивали овёс лён пшеницу к..ртофель и г..рох. Излишки с..ляне прод..вали на рынке в Корме. Там же они прод..вали мёд рыбу и мясо. Ж..тели нашего м..стечка отличались особым трудолюбием и бережливостью.
* Вставьте пропущенные буквы .
* Расставьте недостающие знаки препинания.
*Подчеркните грамматические основы предложений.
* По наличию грамматических основ объясните, простое или сложное предложение перед нами.
* Оцените себя и выставьте себе отметку в маршрутный лист.
5. Социоконструкция 1 ( работа в группах)
- Вернёмся в современную нам деревню. Если добираться к нам на автобусе, то непременно мы будем проезжать мимо улицы Садовой, расположенной вдоль живописного сада.
Каждая группа получает по фотографии улицы. Все они разные.
Задания для групп:
1-я группа. Составить три предложения по фотографии, используя однородные члены
2-я группа. Составить три предложения используя, обобщающее слово, стоящее в начале предложения.
3-я группа. Составить предложения, используя обобщающее слово, стоящее в конце предложения.
6. Социализация 1.
Группы читают свои предложения и аргументируют свой выбор: почему выбранные слова они считают однородными членами предложения, почему выбранное слово является обобщающим.
7. Этап релаксации ( физкультминутка).
-Ребята, по улице Садовой, пройдя через небольшой мостик, мы выходим к парку. Парк – это место отдыха наших сельчан. Я вам предлагаю тоже немного отдохнуть.
Подойдите к доске, посмотрите, какие интересные сюжеты мне удалось запечатлеть в парке, находящемся в самом центре Дубовицы. Как можно в нём с пользой провести время? Не торопитесь отвечать. Жестами покажите друг другу, куда вы зовёте товарища и зачем.
8.Социоконструкция 2 ( работа в парах).
- В парке мы хорошо отдохнули, у всех поднялось настроение. Мы продолжаем нашу экскурсию. По красивейшей улице нашей деревни, которая называется Гомельской, мы отправляемся далее, на живописный берег реки Горна, протекающей рядом с небольшим березняком, расположенном на небольшой возвышенности между Дубовицей и Норковщиной. Давайте вновь обратимся к печатным основам.
* Прочитайте текст.
Река Горна— гордость нашей деревни. Словно голубая лента, брошенная с небес на землю, окаймляет она нашу тихую деревеньку. Вот уже несколько лет гнездятся на реке дикие утки. Каждую весну они прилетают к нам, чтобы в тихих заводях у них появились малыши. Из года в год растут на наших глазах утиные семьи. Придёт весна, и мы опять пойдём к реке встречать пернатых друзей.
* Докажите, что это текст.
* Определите его стиль.
* Подчеркните грамматические основы.
* Почему в предложениях с двумя грамматическими основами стоит запятая?
* Сколько сложных предложений в тексте?
* Сделайте синтаксический разбор простых предложений.
9. Социализация 2.
- Ребята, а каким предложением вы бы закончили этот текст? ( Ответы учащихся.)
Проверьте свои работы, найдите ошибки и недочёты, разберите их в своей паре самостоятельно. Выставьте отметку в марщрутный лист.
10. Разрыв.
- Вдоль реки возле железного мостика тянется чудесный березняк. Давайте по нему пройдёмся и напишем небольшой словарный диктант: путешествие, шоссе, асфальт, роща, берёзы, обрыв, овраг, зверьки, пернатые, растения.
На обратной стороне доски записаны эти же слова. Учащиеся сверяют их и выставляют себе отметки в маршрутные листы.
- На доске записаны предложения с неправильным синтаксическим разбором. Исправьте ошибки в их разборе.
Между Дубовицей и рекой Горна протянулись зелёные поля и луга. Вдали они сливаются с бесконечной линией горизонта.
- Друзья, мы успешно преодолели весь путь и незаметно, пройдясь по улицам Мира, Заречной и Школьной, вышли к своей родной школе. Давайте ещё раз взглянем все фотографии и выполним небольшой тест.
ТЕСТ
1. Обращение — это:
а) имя человека;
б) слово, которое называет того, к кому
обратились;
в) слово, которое называет того, кто к вам обратился.
2. Сложное предложение – это предложение, в котором:
а) две и более грамматические основы;
б) есть второстепенные члены;
в) есть запятые.
3. Обобщающее слово — это:
а) второстепенный член;
в) слово, которое поясняется однородными членами и является с ними одним членом предложения.
4. Прямая речь — это:
а) дословно переданная чужая речь;
б) сложное предложение;
в) обращение к кому-либо.
5. Грамматическая основа — это:
а) главные члены предложения;
б) подлежащее и сказуемое;
в) существительное и глагол.
По ключу учащиеся проверяют тест и выставляют отметку в маршрутный лист.
11. Рефлексия.
- Ребята, наша экскурсия закончена. Понравился ли вам наш урок? Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Какие затруднения вам встретились на пути следования?
Учащиеся сдают маршрутные листы. Каждый ученик получает за урок отметку согласно маршрутному листу.
- Для тех, кто показал высокий и хороший уровень достижений, предлагаю составить свой туристический маршрут по деревне Дубовице.
(5 - 6 предложений). Кто же испытывал затруднения в работе, выполните упр.175.
Общее задание: подготовить вопрос-ловушку для одноклассника по теме «Синтаксис и пунктуация».
- Ребята, учитесь с увлечением. Учение – сложный, но благодарный труд.
А еще любите свою деревню, ведь в ней живут ваши бабушки, дедушки, мамы, папы. Берегите её, приумножайте её красоту, ведь, может, через несколько лет именно вы будете вершить её судьбу.
- Было ли вам интересно путешествовать по нашей деревеньке?
- Какие задачи мы с вами можем поставить перед собой на следующий урок? (Ответы учащихся.)