Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Заседание №2 "Мир в семье"

Дата: 6 января 2017 в 13:25, Обновлено 6 января 2017 в 13:29

  Заседание №2

Семейного клуба «УЮТ»

Тема: «Мир в семье»

1.Информационный этап.

Большую часть своей жизни человек проводит в семье. Сначала-в родительской, потом- в собственной, а затем, случается,- в семье своих детей. Семья-это школа любви для взрослых и детей. Но, к сожалению, в суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. Или не всегда умеем. А ведь искусству общения можно учиться!

2. Мини-лекция «Особенности подрост­кового возраста»

Подростковый возраст - сложный и во мно­гом противоречивый период жизни человека. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике ребенка, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Под­ростковый возраст - период «тяжелого кризиса» в развитии личности. Главная его особенность состоит в стремлении к самостоятельности.Именно это накладывает отпечаток на все сто­роны личности, поведение, чувства.

Подросток - уже не ребенок, вместе с тем еще и не взрослый. Он не терпит ограничения его са­мостоятельности, нередко проявляет резко отри­цательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не заме­чают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на маленьких.

Для подростка характерно разнообразие ин­тересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его спо­собностей и склонностей. Он стремится к знани­ям, у него появляется повышенный интерес к от­дельным предметам. В 12-13 лет человек стано­вится внимательнее к собственной жизни, к ка­чествам своей личности. В юношеском возрасте этот интерес значительно возрастает. Вначале суждения подростка о себе в значительной сте­пени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего ха­рактера?» ребята прямо отвечают, что - от ро­дителей, учителей, товарищей.

Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Оцениваяокружающих, часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, подростки оценивают людей по их отдельным поступкам ли отдельным качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате не всегда объективно судят о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Подросткам часто не хватает самокритичности. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой, не отличаются умением честно и открыто признаваться в своих ошибках.

Подросток чрезвычайно чувствителен к оценке окружающих. Отсюда - его ранимость, колебания настроения. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству, а даже временная неудача - вызвать недоверие в свои силы, чувство робости, застенчивости. В переходном возрасте у ребенка обостряется боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность,  нередко проявляет упрямство и грубость, хотя может и осознавать, что не прав. Поэтому с детьми в переходном возрасте родителям, учителям, воспитателям следует быть особенно тактичными.

По сравнению с младшими школьниками подростки больше ощущают потребность в самовоспитании. Это объясняется их возросшей сознательностью, а также стремлением походить на взрослых. Подростки в определенной степени уже владеют такими средствами самовопитания, как самоубеждение, самоконтроль особенно стремятся к развитию физических и душевых качеств. Предоставленные самим себе подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, порой неоправданно экстремальным средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и выносливость, ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т. п.).поэтому важно показать им, в чем заключается истинный смысл самовоспитания, как можно достичь в нем значительных результатов.

Подростковый возраст — в высшей степени южный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это период неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Не случайно  для многих педагогов самый любимый воз-раст - подростковый.

3. Упражнение «Портрет современного подростка»

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портретсовременного подростка», на которой перечислен ряд психологических особенностей подросткового возраста. Члены подгрупп совместно выбирают черты, свойственные возрасту детей, родители которых присутствуют на данном занятии, дополняют этот список и, таким образом, составляют обобщенный портрет. Каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику. Затем проводится общее обсуждение.

              Портрет современного подростка

Слишком говорлив. Чрезмерно подвижен. Имеет высокие требования к себе. Не понимает чувств и переживаний других людей. Ощущает себя отверженным. Любит ритуалы. Имеет низкую самооценку. Часто ругается со взрослыми. Создает конфликтные ситуации. Чрезмерно подозрителен. Постоянно контролирует свое поведение. Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий.Сваливает вину на других. Беспокоен в движениях. Часто спорит со взрослыми. Суетлив.Кажется отрешенным, безразличным к окру­жающему.Часто теряет контроль над собой. Отказывается выполнять просьбы. Импульсивен. Часто дерется.

Имеет отсутствующий взгляд. Часто предчувствует «плохое». Самокритичен.Не может адекватно оценить свое поведение. Имеет мускульное напряжение. Увлекается коллекционированием. Имеет плохую координацию движений. Опасается вступать в новую деятельность. Часто специально раздражает взрослых. Задает много вопросов, но редко дожидается ответов. Робко здоровается. Мало и беспокойно спит.Говорит о себе во втором и третьем лице. Ломает, рушит все вокруг. Чувствует себя беспомощным.

4. Мини-лекция «Роль родительско-детских отношений в развитии личности ребенка»

Общение в семье включает отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно предполагает обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой и т. д.      

Удовлетворенность супругов общением зависит от совместимости их взглядов, иерархий, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера негативно влияют на качество семейного общения. Однако и идеального общения, состоящего только из согласия, в семье не бывает. Супружеские        отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты и т. д. В этих случаях супругам очень важно понять позицию друг друга, поставить себя на место другого.

Отсутствие взаимопонимания в семье ведет к      крайне негативным последствиям для ее членов: подавленности, отчужденности, ухудшению морального и физического состояния, значительному понижению работоспособности. Научно установленный факт: супружеские конфликты провоцируют нервные и психические расстройства.

 В полноценном общении в семье нуждаются не только взрослые, но и дети. Семейное общение - один из основных факторов формиро­вания личности ребенка. В родительском труде,как и во всяком другом, возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, поражения. При сознательном, добросовестном отношении к этому труду они сменяются победами. 

 Семья - первая общественная среда ребенка. Личность родителей играет в ней существеннейшую роль. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую         минуту жизни. Чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от чувств, рожденных другими эмоци­ональными связями. Связь между родителями иребенком относится к наиболее сильным. Вместе с тем она внутренне конфликтна. Дети, взрослея, все более стремятся отдалиться от этой связи, чтобы приобрести собственный опыт, даже ценой определенных потерь. Родители же стараются как можно дольше ее удержать, чтобы уберечь детей от жизненных опасностей. Этот внутренний кон­фликт порождает множество проблем.

Буквально каждый день родители должны определять границы дистанции, существующей между ними и детьми. Иными словами, предо­ставлять сыну или дочери ту или иную меру са­мостоятельности, тонко учитывая и возраст ре­бенка, и приобретаемые им в ходе развития но­вые навыки, его способности и возможности вза­имодействовать с окружающим миром.

Первая и основная задача родителей - фор­мирование у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в родительской любви. Поэтому главное требо­вание к семейному воспитанию - это требование любви. Однако важно не только любить ребен­ка и руководствоваться любовью к нему в своих повседневных заботах и воспитательских усили­ях, важно еще и помочь ребенку почувствовать: какие бы сложности и конфликты ни возника­ли в его отношениях с родителями или в отно­шениях родителей между собой - его все равно любят и принимают.

Многие родители считают, что ни в коем слу­чае нельзя показывать детям любовь к ним, по­лагая, что уверенность ребенка в том, что его лю­бят, приводит к избалованности, эгоизму, себя­любию. Это категорически неверно. Все небла­гоприятные личностные черты как раз и возни­кают при недостатке любви, из-за эмоциональ­ной дефицитарности. Глубокий постоянный пси­хологический контакт - это универсальное тре­бование к воспитанию ребенка любого возраста.

Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении такого диалога - это совместное устремление к единым целям, об­щее видение жизненных ситуаций, согласован­ность действий. Речь не об обязательном совпа­дении взглядов и оценок (чаще всего точка зре­ния взрослых и детей различна, что вполне есте­ственно), речь о взаимопонимании при выбо­ре пути к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководству­ется родитель в общении с ним.

Таким образом, наиболее существенная ха­рактеристика воспитывающего диалогичного общения - равенство позиций ребенка и взрос­лого. Достичь этого в повседневном семей­ном общении весьма трудно. Обычно стихийно

возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опы­том, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Тем не менее, ро­дителям необходимо постоянно стремиться к ак­тивизации роли ребенка в процессе воспитания.

Для этого нужно научиться видеть мир глаза­ми своих детей. Контакт с ребенком как высшее проявление любви к нему следует строить, осно­вываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

И еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона обще­ния между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ре­бенка на присущую ему индивидуальность, не­похожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.

Как выглядит принятие ребенка в повсед­невном общении с ним? Прежде всего родите­ли должны внимательно относиться к любым высказываемым детьми оценкам. Следует ка­тегорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств ха­рактера. К сожалению, для большинства мам и пап стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объ­яснять!», «Да зачем только я тебя на свет ро­дила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!». Каж­дое такое высказывание, каким бы справедли­вым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред кон­такту с ребенком, нарушает его уверенность в родительской любви. А ребенок должен быть уверен в любви своих мамы и папы независи­мо от его сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, фор­мула принятия не «Люблю, потому что ты хо­роший», а «Люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть».

Следует оценивать не личность ребенка, а его действия и поступки. Если постоянно называть ребенка недотепой, лентяем, грязнулей, наивно ожидать, что это заставит его изменить свое по­ведение. Самоконтроль родителей за негативны­ми оценками в отношении ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за осуждением стоят недовольство отца или матери собствен­ным поведением, раздражительность, усталость, возникшие совсем по другим поводам. Приня­тие дает возможность проникнуть в мир глубо­ко личностных переживаний растущего челове­ка. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мститель­ность - таковы эмоции истинно любящих и при­нимающих своего ребенка родителей.

5. Упражнение «Обзывалки»

Участники передают по кругу мяч и приэтом называют друг друга разными необидны­ми словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ы...». Например: «А ты - морковка!».

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость!».

В ходе обсуждения участники анализируют, что было легче: обзывать или хвалить? Подводя итоги, ведущий делает вывод: обидеть чело­чка легче, чем искренне пожалеть и похвалить!

6. Упражнение «Работа с гневом»

Группа делится на 3-4 подгруппы, каждойизкоторых выдается «Список способов выражения гнева». Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми во взаимодействии с детьми. Каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые успешно используются ими в повседневной практике

Способы выражения (выплескивания) гнева

1.    Громко спеть любимую песню.

2.    Пометать дротики в мишень.

3.    Попрыгать на скакалке.

4.    Используя «стаканчик для криков», выска­зать все свои отрицательные эмоции.

5.    Подраться с братом или с сестрой.

6.    Пускать мыльные пузыри.

7.    Устроить «бой» с боксерской грушей.

8.    Полить цветы.

9.  Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

10.  Погоняться за кошкой (собакой).

11.  Пробежать несколько кругов вокруг дома.

12.   Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

13.   Постирать белье.

14.   Отжаться от пола максимальное количество раз.

15.  Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

16.   Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

17.    Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем «зачирикать» его.

18.   Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

7. Анализ анкет учащихся

Ведущий знакомит родителей с результатами анкетирования подростков и подчеркивает, что в подростковом возрасте большая часть юношей и девушек ощущает потребность в доверительном общении со взрослыми. Основной смысл такого общения для подростков не в получении той или иной информации, а в поиске понимания, сочувствия, помощи разрешении волнующих вопросов.

Результаты анкетирования анализируются и представляются в виде диаграммы. Происходит совместное обсуждение ответов детей.

Анкета для старшеклассников

Ф.И.

Класс________

1.  Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?

2.  Чувствовал(а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с роди­телями?

3.  Чье внимание для тебя важнее всего, незави­симо от того, как фактически понимает тебя этот че­ловек?

4.  С кем бы ты стал советоваться в сложной жи­тейской ситуации?

5.  Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?

8. Упражнение «Я — высказывания»

Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «я - мысли» (я хочу есть, я люблю это делать и т. д.). Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямую высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я - высказывания» разговоре превращаются в «ты - высказывания» (вместо «я чувствую, что со мной поступают несправедливо», мы говорим партнеру «ты - плохой» и т. п.). «Ты - высказыванием» мы перекладываем ответственность на собеседника. Неумение превратить «я - высказывание» в «ты - высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении, под «я - высказыванием» мы будем понимать такой способ выражать словами свои чувства,мысли, переживания, которые являются альтер­нативными.

Родителям предлагается потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в фор­ме «я - высказывания».

9. Обсуждение правил общения с под­ростком

Ведущий раздает каждому родителю бланк «Основные правила, которые необходимо учи­тывать родителям при взаимодействии с под­ростком». Родители знакомятся с правилами и обсуждают волнующие их моменты

Основные правила взаимодействия родителей с подростком:

1.  Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого под­ростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и из­бегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попусти­тельский стиль воспитания.

2.  Правила, ограничения, требования, запреты должны быть немногочисленными и гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - вос­питания в духе «закручивания гаек», от авторитар­ного стиля общения.

3.Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностя­ми ребенка (потребностями в движении, познании, общении со сверстниками, мнение которых они, как правило, уважают больше, чем мнение взрослых).

4.  Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В про­тивном случае дети начнут выбирать варианты, устраивающие их больше.

5.  Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

6.  Наказание подростка за недостойное поведе­ние будет правильным, если подразумевает лише­ние провинившегося чего-то «хорошего», чем де­лание ему чего-то «плохого».

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

9.Просмотр видеоролика «Наши дети»

10. Обратная связь

Ведущий благодарит за работу всех присут­ствующих и просит закончить фразы:

Теперь я знаю...

В вопросах общения с ребенком я буду...

Мне больше всего запомнилось...

Я нашел ответ на...

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.