Государственное учреждение образования «Дубовицкий детский сад – базовая школа Кормянского района».
В ГУО «Дубовицкий детский сад- базовая школа» одним из ключевых направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Младшие школьники– социальный аккумулятор тех трансформаций, которые постепенно происходят в общественной жизни, ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив.
Ключевой задачей является воспитание патриотически настроенных учащихся с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующими высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию мы вместе с младшими школьниками стараюсь решать следующие основные задачи:формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли Беларуси в судьбах мира;изучение истории своего края;воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;развитие у младших школьников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;развитие самосознания и гражданской позиции.
При планировании воспитательной работы в направлении «Гражданско-патриотической воспитание», предусматриваются различные формы и методы для достижения целей. Но какую бы форму мы не выбрали, главным является приобщение к народным обрядам, традициям, привитие любви к родному краю. Ведь духовно богатым можно считать лишь такого человека, который с уважением относится к своей национальной культуре, к своему языку, к истории. Поэтому проблема возрождения культурного и исторического наследия своего народа - одна из самых актуальных проблем нашего времени.
Уже на протяжении многих лет среди приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы выделяется краеведческая работа. На наш взгляд, именно это направление наиболее полно способствует воспитанию патриотизма не только среди учащихся начальных классов, но и среди взрослого населения. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Воспитание любви к близким людям, семье и гордости за свой народ, страну, край в котором живешь- вот с этого и начинается осознание себя как гражданина великой страны.
Кормянский край-это место с самобытной и богатой культурой, а также с неповторимой природой. И наша задача как педагоганачальных классов- научить увидеть эту красоту, воспитать гордость и уважение за культуру и народ нашей малой родины.
Однако современное молодое поколение нелегко заинтересовать.Проблемы учителя начальныхклассов:Современные компьютерные технологии выработали у современного ученика «клиповое сознание», слайдовое мышление (короткое время эффективного восприятия материала).
«Дети интернет-поколения» одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки.
Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Именно поэтому, на наш взгляд, применение ИКТ в воспитательной работе является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.
Наша работа по краеведению ведется в следующих направления:
-поисковая деятельность;
-внеклассные мероприятия (экскурсии, утренники, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, театрализации, литературно-музыкальные композиции, КТД, КВН, фольклорные праздники.)
-классные часы;
-работа по оформлению школьного музея (стенды, буклеты, уголки)
И каждое из этих направлений нельзя представить без использования ИКТ.
Например, долгое время для проведения работы по краеведению было недостаточно дидактического и иллюстративного материала. За несколько лет работы учителя нашей школы совместно с учащимися собрали и систематизировали материал, посвященный культуре и истории д. Дубовица, который включает различные направления:ВОВ на территории деревни Дубовица;Традиции и обряды д. Дубовица;Престольные и традиционные праздники;Семейная обрядность жителей д. Дубовица;История школы в истории деревни;Знаменитые жители д. Дубовица (ликвидаторы на чернобыльской АЭС, войны-интернационалисты, Герои социалистического труда, работники сельского – хозяйства и т.д.);Материальная культура жителей д. Дубовица: костюм, кулинария, жилье;
Как показал опыт работы, наиболее результативной оказалась такая форма творческой работы младших школьников как проект. Например, сведения о народных умельцах д.Дубовица, в частности по ткачеству и вышивке мы использовали при создании работы «Льняные страницы д. Дубовица», а также мной был подготовлен проект по теме:«Што мы знайшлі ў куфэрку нашых землякоў».
Педагогами нашей школы был собран фото материал, фольклорный материал, а также сведения о природе нашего края ,которые вошли в разработку следующих проектов «Заповедными тропами моей малой родины», а также «Экологический калейдоскоп д. Дубовица», «Память».
Также благодаря данной работе собран большой фотоматериал с незабываемой природой нашего края, а также с изображением исторических памятников тех мест, где наши ребята побывали на протяжение многих лет.
Как мы видим данная работа, проделанная мною и педагогами нашей школы совместно с учащимися, помогает не только сохранить культурные традиции предков, но и приобщить к ним молодое поколение, чтобы не прервать связующую нить истории, чтобы учащиеся смогли прикоснуться к истокам устного народного творчества и проникнуться уважением к культуре своего народа.
Например, сведения, полученные в результате опроса населения д. Дубовица, а также Кормянского района по фольклору и этнографии стали хорошей основой для написания сценария фольклорного праздника «Колядные забавы».В нашей школе уже стало доброй традицией отмечать вместе с приглашенными гостями Коляды. Для учащихся школы, а также гостей, которых принимала школа с народными песнями и хлебом-солью, 16 января 2016 года в актовом зале школы под руководством классных руководителей и руководителей объединений по интересам с участием родителей был организован фольклорный праздник «Колядные забавы». Герои праздника, колядовщики, – дети 2-4-х классов, пели колядные песни, водили «козу», «медведя», танцевали, играли с залом в фольклорные игры «Рождественские ворота», «Шел козел дорогою», «Лавата». Украшением колядного праздника стали «цыгане» с «медведем». Продолжением «Колядных забав» стали веселые спортивные соревнования между участниками Лужковской, Дубовицкой, Струкачевской и Боровобудской школ. Праздник закончился чаепитием и коляднойвидеодискотекой. Также группа учащихся 2 и 4 классов приняли участие и заняли 2 место в учебно-исследовательской работе по теме «Традиции и обряды зимнего праздника. Пришла Коляда-отворяй ворота»
Мы считаем, что проведение такого рода мероприятий помогут учащимся не только лучше познакомиться с традициями и обрядами наших предков, но и воспитать уважение и гордость за богатую культуру нашего народа.
Хотелось бы отдельно выделить работу, направленную на создание школьного музея, посвященного истории деревни Дубовица и его жителям.
Благодаря современным технологиям мы смогли не только систематизировать материал о жизни и культуре д. Дубовица в прошлом и настоящем, собрать фотоматериал, сохранить аудиозаписи, но и приблизится к созданию музея.
В настоящее время помимо материальных предметов, которые войдут в экспозицию музея, оформлены стенды, включающие следующие направления:
История школы;Замечательные люди нашей деревни;От дружбы к доброй традиции;Чернобыльская трагедия;Из истории образования деревни;ВОВ на территории деревни;Война в Афганистане;История деревни после ВОВ; Мы путешествуем;
Данный материал еще раз говорит о том, что ИКТ является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса. Кроме того, интеграция двух направлений - гуманитарного и технического - способствует:
- активизации мыслительных процессов; развитию мышления;
- расширению рамок творческой деятельности учащихся;
- формированию практических навыков поисково- исследовательской работы;
- развитию информационной культуры;
- получению опыта эмоционально-ценностных отношений к истории и людям родного края;
А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.
В дальнейшем свою работу по краеведению будем вести в следующих направлениях:
- Создание школьного краеведческого информационного пространства (документов, базы данных, фото, видео материалов);
- Создание школьного музея.
- Участие в исследовательской – проектной деятельности по краеведению.
- Планируем создать сборник публикаций по истории и культуре д.Дубовица.