Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Исследовательская работа

Дата: 4 марта 2017 в 11:59, Обновлено 28 марта 2017 в 12:15

 Государственное учреждение образования «Дубовицкий детский сад – базовая школа Кормянского района».

В ГУО «Дубовицкий детский сад- базовая школа» одним из ключевых направлений воспитательной работы является   гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Младшие школьники– социальный аккумулятор тех трансформаций, которые постепенно происходят в общественной жизни, ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив.

Ключевой задачей является воспитание патриотически настроенных учащихся с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующими  высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию мы вместе с младшими школьниками стараюсь решать следующие основные задачи:формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли Беларуси в судьбах мира;изучение истории своего края;воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её    защищать;развитие у младших школьников уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина;развитие самосознания и гражданской позиции.

При планировании воспитательной работы в направлении «Гражданско-патриотической воспитание», предусматриваются различные формы и методы для достижения целей. Но какую бы форму мы не выбрали, главным является приобщение к народным обрядам, традициям, привитие любви к родному краю. Ведь духовно богатым можно считать лишь такого человека, который с уважением относится к своей национальной культуре, к своему языку, к истории. Поэтому проблема возрождения культурного и исторического наследия своего народа - одна из самых актуальных проблем нашего времени.

Уже на протяжении многих лет среди приоритетных направлений в  воспитательной работе нашей школы выделяется краеведческая работа. На наш взгляд, именно это направление  наиболее полно способствует воспитанию патриотизма  не только среди учащихся начальных классов, но и среди взрослого населения.  Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека. Воспитание  любви к близким людям, семье и гордости за свой  народ, страну, край  в котором живешь- вот с этого и начинается осознание себя как гражданина великой страны.

Кормянский край-это место с самобытной и богатой культурой, а также с  неповторимой природой. И наша  задача как педагоганачальных классов- научить увидеть эту красоту, воспитать гордость и уважение  за культуру и народ  нашей малой родины.

          Однако современное молодое поколение  нелегко заинтересовать.Проблемы учителя начальныхклассов:Современные компьютерные технологии выработали у современного ученика «клиповое сознание», слайдовое мышление (короткое время эффективного восприятия материала).

«Дети интернет-поколения» одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки.

      Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Именно поэтому, на наш взгляд, применение ИКТ в воспитательной работе является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.

Наша работа по краеведению ведется в следующих  направления:

 -поисковая деятельность;

-внеклассные мероприятия (экскурсии, утренники, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, театрализации, литературно-музыкальные композиции, КТД, КВН, фольклорные праздники.)

-классные часы;

-работа по оформлению школьного музея (стенды, буклеты, уголки)

И каждое из этих направлений нельзя представить без использования ИКТ.

Например, долгое время для проведения работы по краеведению было недостаточно дидактического и иллюстративного материала. За несколько лет работы учителя нашей школы совместно с учащимися собрали и систематизировали    материал, посвященный культуре и  истории д. Дубовица, который включает различные направления:ВОВ на территории деревни Дубовица;Традиции и обряды д. Дубовица;Престольные и традиционные праздники;Семейная обрядность жителей д. Дубовица;История школы в истории деревни;Знаменитые жители д. Дубовица (ликвидаторы на чернобыльской АЭС, войны-интернационалисты, Герои социалистического труда, работники сельского – хозяйства и т.д.);Материальная культура жителей д. Дубовица: костюм, кулинария, жилье;

Как показал опыт работы, наиболее  результативной оказалась такая форма творческой работы младших школьников  как проект. Например, сведения о народных умельцах д.Дубовица, в частности по ткачеству и вышивке мы использовали при  создании работы «Льняные страницы   д. Дубовица», а также мной был подготовлен проект по теме:«Што мы знайшлі ў куфэрку нашых землякоў».

Педагогами нашей школы был собран фото материал, фольклорный материал, а также сведения о природе нашего края ,которые вошли в разработку следующих проектов «Заповедными тропами моей малой родины», а также «Экологический калейдоскоп д. Дубовица»,  «Память».

Также благодаря данной работе собран большой фотоматериал с незабываемой природой нашего края, а также с изображением исторических памятников тех мест, где наши ребята побывали на протяжение многих лет.

Как мы видим  данная работа, проделанная мною и педагогами нашей школы совместно с учащимися, помогает не только сохранить культурные традиции предков, но и приобщить к ним молодое поколение, чтобы не прервать связующую нить истории, чтобы учащиеся смогли прикоснуться к истокам устного народного творчества и проникнуться уважением к культуре своего народа.

Например, сведения, полученные в результате опроса населения д. Дубовица, а также Кормянского района по  фольклору и этнографии стали хорошей основой для написания сценария фольклорного праздника «Колядные забавы».В нашей школе уже  стало доброй традицией отмечать вместе с приглашенными гостями Коляды. Для учащихся школы, а также гостей, которых принимала школа с народными песнями и хлебом-солью, 16 января 2016 года в актовом зале  школы  под руководством классных руководителей и руководителей  объединений по интересам с участием родителей  был организован фольклорный праздник «Колядные забавы». Герои праздника, колядовщики, – дети 2-4-х классов, пели колядные песни, водили «козу», «медведя», танцевали, играли с залом в фольклорные игры «Рождественские ворота», «Шел козел дорогою», «Лавата». Украшением колядного праздника стали «цыгане» с «медведем». Продолжением «Колядных забав» стали веселые спортивные соревнования  между участниками Лужковской, Дубовицкой, Струкачевской и Боровобудской школ. Праздник закончился чаепитием и коляднойвидеодискотекой. Также группа учащихся 2 и 4 классов приняли участие и заняли 2 место в учебно-исследовательской работе по теме «Традиции и обряды зимнего праздника. Пришла Коляда-отворяй ворота»

     Мы считаем,  что проведение  такого рода мероприятий помогут  учащимся  не только лучше познакомиться с традициями и обрядами  наших предков, но и воспитать уважение и гордость за богатую культуру нашего народа.

Хотелось бы отдельно выделить работу, направленную на создание школьного музея, посвященного истории деревни Дубовица и его жителям.

Благодаря современным технологиям мы смогли не только  систематизировать материал о жизни и культуре д. Дубовица в прошлом и настоящем, собрать фотоматериал, сохранить аудиозаписи, но и приблизится к созданию музея.

В настоящее время помимо материальных предметов, которые войдут в экспозицию музея, оформлены стенды,  включающие  следующие направления:

История школы;Замечательные люди нашей деревни;От дружбы к доброй традиции;Чернобыльская трагедия;Из истории образования деревни;ВОВ на территории деревни;Война в Афганистане;История деревни после ВОВ; Мы путешествуем;

Данный материал еще раз говорит о том, что ИКТ является неотъемлемой частью  всего воспитательного процесса. Кроме того, интеграция двух направлений - гуманитарного и технического - способствует:

  • активизации мыслительных процессов; развитию мышления;
  • расширению рамок творческой деятельности учащихся;
  • формированию практических навыков поисково- исследовательской работы;
  • развитию информационной культуры;
  • получению опыта эмоционально-ценностных отношений к истории и людям родного края;

А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.

       В дальнейшем свою работу по краеведению  будем вести в следующих направлениях:

  • Создание школьного краеведческого информационного пространства (документов, базы данных, фото, видео материалов);
  • Создание школьного музея.
  • Участие в исследовательской – проектной деятельности по краеведению.
  • Планируем создать сборник публикаций по  истории и культуре д.Дубовица.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.