Презентация "Льняные страницы истории деревни Дубовица"
Государственное учреждение образования
«Дубовицкий детский сад-базовая школа»
Y районная ученическая учебно-исследовательская конференция
«Юный исследователь»
Льняные страницы истории деревни Дубовица
Исследовательский проект
Выполнила: ученица 8 класса Хомченко С.В.
государственного учреждения образования
«Дубовицкий детский сад-базовая школа» д. Дубовица
Научный руководитель:
учитель белорусского языка
Лашкевич О.В.
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………..........3
1. Полотняный фольклор деревни Дубовица вчера и сегодня……………....8
2.Что мы узнали о рушниках деревни Дубовица?.............................................16
Заключение…………………………………………………………………...….20
Список литературы……………………………………………………………...22
Приложения ……………………………………………………………………..23
Введение
"Надо спешить с описанием быта, исчезающего уклада,
иначе нивелирующая рука времени быстро изгладит все особенности жизни,
а сменяющее нас поколение этнографов уже не найдет в ней национальных черт"
Е. Р. Романов [1]
Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть белорусской культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов - ткачество и вышивка являются самыми доступными и любимыми. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт и одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.
В то же время, несмотря на возросший интерес нашего общества к своей истории и культуре, по-прежнему остается актуальной не только проблема изучения, но и сохранения сведений о народной культуре нашей Родины - фольклоре, традициях, обрядах, ДПИ.
Проблеме изучения истории белорусского народного ткачества и вышивки посвящено множество работ. Известно, что народное искусство, в том числе орнаментальное творчество, ткачество и вышивка становятся объектом пристального внимания исследователей с середины XIX в. До начала XX в. сведения о народной вышивке белорусов разбросаны по многочисленным статьям, публикациям и документам. Наиболее ранние данные, касающиеся главным образом материала вышивки, объектов ее приложения, обнаружены в "Статуте Литовском" (Горбачевский, 1874), в разнообразных судебных документах, опубликованных в многотомном издании Виленской археографической комиссии (АВАК, 1867, 1870, 1872, 1875, 1890, 1891, 1894, 1895, 1899, 1912). Подобный материал найден также в Историко-юридических материалах Витебской и Могилевской губерний СИМ, 187 X, I87IA, 1874, 1876, 1880, 1881), извлечениях из таможенных книг (Русско-белорусские, 1863, 1872). Значительный материал по этнографии, в том числе по орнаментированным вышивкой тканям, был собран в XIX — начале XX в.
Например, существенное место отведено описанию традиционного костюма и его украшающих элементов в УПГ вып. "Белорусского сборника" Е.Р.Романова (1912). Весьма интересно замечание Е.Р.Романова о вышивке как основном признаке локальных отличий в традиционной одежде белоруса.
Также в изучении культуры и народного искусства важную роль сыграли исследования И.А. Серова, работы которого содержат интересные сведения о быте и культуре населения южной Белоруссии (Сербов, III, 1915, 1928). Насыщенность фольклорно-этнографическими данными, содержащими разнообразные сведения о вышитых тканях, их использовании- в быту, обычаях и обрядах, характеризует материалы, помещенные в сборниках П.В.Шейна (1887, 1890, 1902).
В целом, говоря об изучении белорусского народного искусства в дореволюционный период, можно констатировать, что это было время накопления фактического материала и начало его научного осмысления.
Новый этап в изучении народной культуры начался после Октябрьской революции. Наряду с материальной и духовной культурой изучалось и народное искусство. Значительную роль в исследовании изобразительного, а также народного искусства сыграли работы М.Щекотихина (1928, 1929) и возглавляемая им Комиссия по истории и искусству, созданная в 1926 году. Широкое изучение народного искусства началось в послевоенные годы. Одним из результатов исследования узорных тканей явилось издание нескольких альбомов. В 1951 г. вышел в свет альбом "Беларускае народнае мастацтва", подготовленный к изданию еще в довоенное время Й.А. Сербовым и содержащий образцы традиционного белорусского ткачества, ковроделия, вышивки, вязания. Были изданы также альбомы "Беларускі народны арнамент" (1955), "Народнае прыкладное мастацтва савецкай Белapyci" (1958), в которых представлены лучшие графические образцы вышитого и тканого орнамента, фотоиллюстрации народного костюма, декоративных тканей. Отдельные вопросы развития белорусских узорных, в том числе вышитых тканей, освещены в трудах о декоративно-прикладном искусстве (Гринблат, 1940; Кацер, 1972).
В последние годы проблемы изучения народных орнаментированных тканей активно разрабатываются не только этнографами, но и искусствоведами. Ценный иллюстративный материал о праздничных комплектах белорусской традиционной одежды помещен в фотоальбоме М.Ф.Романюка (Раманюк, 1981). Проблемы комплексного изучения традиционного и современного народного искусства успешно решаются в публикациях искусствоведа Е.М. Салаты (1980, 1982, I982A).
Плодотворная собирательская деятельность республиканских музеев, научное изучение памятников народного искусства способствовали выходу в свет ряда изданий альбомного типа, в которых определенное место отведено и вышитым тканям (Паньшина, 1975; Мастацтва, 1978; Музей, 1983).
Таким образом, из анализа литературных источников мы видим, что белорусская народная вышивка, являясь объектом внимания, как этнографов, так и искусствоведов, рассматривалась преимущественно с точки зрения ее декоративных качеств. В то же время отсутствуют исследования, в которых бы подробно рассматривалась народное вышивка и ткачество по всем регионам Беларуси. Очень мало работ связанных с изучением данного вида народного искусства в военное и послевоенное время. Неизвестно, какую роль занимала ДПИ в послевоенное время в разных областях нашей республики. Эта проблема очень хорошо просматривается на примере нашего, Кормянского района. Нет материалов, посвященных ДПИ нашей малой Родины, не собран и систематизирован материал о народных умельцах Кормянщины. Неразработанность этих проблем свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Целью нашей работы является знакомство с народными традициями ткачества и вышивки на примере творчества жителей деревни Дубовица. Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Знакомство с экспозицией музея Дубовицкого СДК.
2. Сбор сведений о народных умельцах д. Дубовица.
3. Организация встреч с народными умельцами деревни.
4. Отбор и обработка материала по данному направлению.
5. Оформление проекта.
6. Оформление презентации.
7. Подготовка к выступлению по собранным материалам.
В процессе работы над темой были использованы фотографии, а также воспоминания жителей нашей деревни о жизни в довоенный и послевоенный период и по настоящее время.
В результате работы был собран материал о положении ткачества и изготовлении изделий со льна в военное и послевоенное время, в наши дни, фотографии белорусской вышивки жителей д. Дубовица, а также информация о местных умельцах.
Результаты работы могут быть использованы при написании истории деревни, создании музея на территории школы, и что особенно важно –сохранении для нас и следующих поколений информации о выдающихся людях нашей малой Родины.
Глава 1 Полотняный фольклор деревни Дубовица вчера и сегодня
У каждого человека, где бы он ни жил, куда бы его не занесла судьба, есть место, где его ждут, всегда ему рады, и чтобы ни случилось, готовы принять его таким, как он есть. Это его малая Родина: улица, дом, где он родился и вырос. Здесь он впервые стал на ноги, произнес свои первые слова. Именно здесь впервые смог увидеть и понять, насколько прекрасен окружающий нас мир: и этот клен в облаке желто-красных листьев, который был украшением улицы, и эта почти сказочная красота берез в зимний день, когда идешь по улице. А до чего красива речка во время весеннего разлива! Какие там цветы летом! Какой покой и тишина!
Как бы ни менялись времена, что бы ни происходило в нашей жизни, обязательно необходимо не только помнить, но и с уважением относится к родным местам. Очень часто из-за повседневных забот и невзгод люди теряют веру в себя, в свои силы. Забывают о том вечном и непобедимом никакими бедами на свете мире Детства – родительском доме. Пускай, уже давно нет многих из тех, кто заселял эту деревню ранее, жил с нами по соседству, готов был помочь всегда в любом несчастии, но остались светлые, дорогие нам воспоминания, вещи сделанные руками этих людей.
Мы живем в обычной, на первый взгляд, ничем непримечательной деревне. Можно сказать, что таких деревень много не только в нашем районе, но и по всей Беларуси. Однако это не так. В нашей деревне жили и живут замечательные люди. Именно они построили и прославили нашу деревню, они разбили сад и парк. Они, не отдыхая ни в будни, ни в праздники, строили и растили, сеяли и косили. Именно такими людьми интересна моя деревня.
В нашей деревне живут удивительные женщины. Именно благодаря им, мы смогли узнать и понять, чем и как жила наша деревня в прошлом. Именно благодаря этим женщинам нам удалось собрать и сохранить множество воспоминаний о нашей деревне и ее жителях, увидеть их глазами то нелегкое время, сохранить песни и обряды нашего края, а также познакомиться с гордостью наших мастериц – народным ткачеством и вышивкой.
Известно, что народное художественное ткачество - один из наиболее популярных и распространенных видов народного искусства. Его корни мы можем найти еще в далекой языческой древности. Например, известно, что с процессом получения ткани у наших предков связано много обрядов и таинств. В древности покровительницей ткачества была богиня Мокошь, которая подобно греческим паркам пряла нити человеческих судеб. [2] В христианской традиции ее заменила Параскева - Пятница.[3] Процесс создания тканей у народа ассоциировался с актом сотворения мира и символизировал жизненный путь и судьбу человека. Начало процесса соотносилось с рождением, а окончание – со смертью. Верили, например, что ткачеством можно отвести мор, болезни, засуху, большую беду от всей деревни, для этого всем женщинам нужно было соткать новое полотно, пройдя весь процесс подготовки льна и ниток от начала до конца. Полотно как символ долгой жизни дарили новорожденному, невесте, свекрови, новым полотном покрывали гроб. Части ткацкого станка: бедро, нит, мялка, воротило – использовались как обереги от нечистой силы.
Между тем уже в наше время, в 21 веке оно еще слабо изучено. Мы привычно оцениваем тканые вещи с позиции красоты, специальности орнаментики, гармонии колорита. Но народное ткачество - еще и бездонный источник культурно-исторических сведений. Что ни образец, то целая история не только о культуре данной местности, но и о жизни целого поколения.
Из проведенного опроса среди жителей нашей деревни стало известно, что еще в тяжелые послевоенные времена многим женщинам нашей деревни тяжело было обойтись без кросен и льняных изделий. Из воспоминаний Исанковой Елены Кондратьевны 1931 года рождения: «От моих родителей мне в наследство досталось очень мало. От матери - какой - либо набожник.. В войну все погорело, что передавать? Вышли - так и пошли. Узелок взяли - там сухари, переодеться себе. Это все осталось в доме.
Нельзя было что-либо купить, что сам сделаешь - то оденешь. А если что-либо купить, то нужно было идти на рынок в Чечерск или покупать у людей. Не было фабрик, которые бы шили одежду - война все разрушила. Пряли, ткали, не дай Боже. В колхозе денег не давали. Намного позже стали деньги и паспорта выдавать.
Лен сеяли сами до войны. После войны уже дома не сеяли. В колхозе продолжали сеять и позже. А дома перестали сеять потому, что нужно было что-либо есть, а так «лапик» был занят льном. После войны льнозавод в Корме работал. Когда везли этот лен в Корму на подводах, то женщины выходили к дороге и просили у мужчин, которые его везли. Те давали по немного с каждого воза. Приносили домой: потрут, посушат на печи и прядут этот лен. Шили сорочки, платья, сарафаны.
А сидели, пряли, вышивали. Вышивали даже по черному холсту. Света очень долго не было даже после войны. Мы вышивали к лампе. Сидим, вышиваем. Девок соберется 5-6, песни поем. Сидим, пока спать не захочется.
Еще после смерти Сталина в колхозе не получали денег. Палку ту поставят. Их после войны вообще не давали. А еще придут и давай им картошки. Вышивали мы с августа месяца. День в колхозе работали, а вечер уже сидели –вышивали государству, так как нужно было отдать, а не сдашь, так подушку тянут, все. Отдай налог и все. После налога надо еще повышивать - корове купить сена, так как может не хватить. А еще надо к Пасхе по новому платью купить. Вот и старались вышивать каждый вечер».
Т. о., мы видим, что ткачество составляло одно из основных женских занятий, благодаря которому семья обеспечивалась одеждой и тканями. Почти в каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Из воспоминаний Петроченко Татьяны Евдокимовны 1936 года рождения: «Земли тогда было мало. Лен сеяли сами. Сначала ткала моя мать, а уже в 17-18 лет сама пробовала ткать. Вышивали с раннего детства с 9-12 лет. У нас в Корме был цех. Моя тетка Аксинья. Она была бригадиром, так она ходила в Корму пешком и приносила вышивать. Вышивали косоворотки, платья с узорами, много чего. Ткань мы брали из цеха. Это делали на заказ. Ведь нужно где-то было брать деньги. За это платили и до 5 рублей. По тем временам это были хорошие деньги. Можно было за день вышить несколько рубашек: все зависело от узора, если более сложное, то меньше».
Традиционно сырьем для ткачества на белорусских землях служили лен, шерсть, реже пенька. Все обрабатывалось вручную, и занимались этим обычно женщины. Мужчины разве только станки изготавливали. Ткаческие навыки — как заправить узор, на сколько нитей и т.д. — передавались исключительно от матери к дочери. Семилетние сельские девчушки уже умели выполнять разные нехитрые задания: намотать нити на шпульки или на мотовило, наблюдали за клубками во время снования, чтобы те не раскатывались, выплетали тесемочки... Годам к 14 — 15 юные сельчанки обычно владели основными приемами изготовления тканей. Вообще, умение ткать считалось одним из достоинств будущей невесты, недаром во многих свадебных песнях невеста чаще всего изображена за тканьем своего приданого. В целом процесс изготовления тканей был отлажен веками и поколениями мастериц. В октябре лен мяли, трепали, чесали, в ноябре начинали прясть с помощью веретена или коловорота. От работы не отрывались целыми днями, неделями, лишь в праздники и воскресенье дозволялся перерыв. Получив пряжу, ее готовили к тканью: выбеливали, красили... В марте, когда день становился длиннее и светлее, начинали ткать.
Шили и украшали одежду, как правило, тоже сами женщины. Для получения цветной ткани использовали натуральные природные красители. Дубовой корой, шелухой лука или грецким орехом ткань красили в коричневые цвета, кора крушины и ольхи и черные ягоды бузины давали красный цвет, стебли молочая, листья крапивы – зеленый, васильки, иван-да-марья, спорыш – синий, а листья клена – черный. Как правило, готовую ткань не красили, а окрашивали нитки или пряжу путем кипячения в отварах этих растений. Для закрепления цвета пользовались капустным рассолом, кислой сывороткой или настоем золы .
Вот как описывает этот процесс одна из женщин нашей деревни- Исанкова Елена Кондратьевна 1931 года рождения: «Красили покрывала сами. Были большие чугуны такие. Краски уже купишь. Краска продавалась в порошках. Вот туда ее. И оттуда и нитки, окрашенные для вышивки. Покрывала мы ткали, но нитки к нему покупали».
Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Характерной особенностью белорусского орнамента является композиционная законченность, точность построения, богатство и гармоничность красочной гаммы, создание ограниченными средствами многообразных цветовых и графических композиционных сочетаний. Это достигается умелым подбором орнаментальных мотивов, группирование различных по форме, величине и цвету фигур, ритмичным повторением одних и тех же или нескольких видоизмененных деталей.
В процессе работы над проектом, мы пришли к выводу, что среди изделий со льна, выполненными мастерицами нашей деревни, преобладающим является растительный орнамент: различного рода цветы и композиции из них встречаются почти на всех рушниках, покрывалах, простынях, наволочках, салфетках (приложение 1). В то же время вышивка с использованием антропоморфных фигур не встречается вовсе. Однако при этом очень редко встречается геометрический орнамент-древние символы солнца, Богача, предков, земли (приложение 2).[4] Чаще всего в работах использовали красный , синий, желтый, зеленый и серый цвета вышивки. Известно, что наши предки очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Вот, что пишет о значении цвета у древних славя Попович М.В: “ В славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением”. [5]
Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть, зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Рубаха белого цвета, использовалась славянами в религиозно – обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.
Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных сил. Это время сна, временного небытия. Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей. Обережная тесьма, как в прочем и одежда чёрного цвета не использовалась в обрядовой деятельности. В быту же символического цвета не имела.
Красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Красный цвет – синоним красоты. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета, синий цвет воздействует “сдерживающе” и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.
Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем – изменение, непостоянство и ревность. Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное – это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом. В Беларуси в национальной одежде часто встречается зелёный цвет.
Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет благородства и достоинства. Цветовой Символ Дажьбога – золото. Это связано с тем, что Дажьбог – это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.
Серый- это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность. Серый – цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.
Голубой – день, небо, жизнь. Сварог – небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог – это поднебесный князь. Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета. По голубому цвету, глаз славяне выделялись из других народностей”.
Таким образом, мы видим, что традиционное ткачество и вышивка отражают этнические особенности нашего народа. Они не только украшает повседневный быт, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Можно говорить о том, что узоры на полотне — это зашифрованная повесть о жизни народа.
Из поколения в поколение, от матери к дочери передавались традиции ткачества и вышивки –именно благодаря этому и сейчас по узорам и цвету мы можем больше узнать о мировоззрении наших предков. Можем узнать, что чтили, а к чему относились отрицательно.
Но нельзя забывать и о том, что ткачество и вышивка для жителей нашей деревни были в первую очередь долгим и кропотливым трудом, который занимал практически все свободное время женщины. Именно поэтому тканые рушники, скатерти и покрывала со льна являются особой гордостью наших рукодельниц.
Глава 2 Что мы узнали о рушниках деревни Дубовица?
В какой бы дом мы ни зашли в нашей деревне, мы обязательно увидим или на куте (икона), или на старых рамках с фотографиями вышитый рушник, красивое покрывало, аккуратно застланное на кровать, или яркую скатерть с кружевами на повседневном или праздничном столе (приложение 3). Бесспорно, первое место среди всего перечисленного занимают рушники.
Если обратимся к истории, то мы узнаем, что слово рушник происходит от корня "руш"/"руш"--ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании -отрез, ( полотнища на ткацких станах ткались очень длинные).
В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих рубашку, рубище, одежду, рухо, рухлядь. Возникает вопрос: почему рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. Кроили по надобности, сделав надрез чем-то острым, и далее ткань рвали руками по долевой или поперечной нитке (что делают и сейчас продавцы в магазинах тканей)
Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова "рушник" как полотенце для рук. Однако для вытирания пользуются утирками, полотенцами. Это небольшой длины куски ткани. Настоящий же рушник около 35-40см ( в зависимости от кросно) и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.
Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян" назвал вышивку, в том числе и на рушниках "сокровищницей больших и малых мифологических сюжетов", "полотняным фольклором"[6], драгоценным для нас сохранением глубинной архаики .
Можно добавить, что рушник - единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проемы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, урока - любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей.
Известно, что рушники Кормянского района отличаются яркостью и красочностью, изобилием цветов и различных сочетаний из них (приложение 3). Когда-то в каждой семье белорусов имелся не один такой вот рушник и с ним были связаны разные традиции, многие из которых, увы, уходят в прошлое.
У наших жителей есть несколько различных слов для обозначения рушника. Например, простой рушник с небогатой вышивкой по краям, который служит бытовым целям - это "утиральник", а самый красивый рушник, предназначенный для украшения иконы - это "набожник".
В первую очередь в пространстве деревенского дома и обрядах рушники связаны с иконами. Известно, что почитание икон не только у нас на Беларуси насчитывает более 1000 лет, не говоря уже о истории христианства во всем мире.
В нашей деревне место, где весит икона, называют “кут”. Хорошо известно, что иконам в доме испокон веку у нас отводилось самое почетное место. От многих жителей в нашей деревне можно услышать поверья связанные с уничтожением, или нанесением вреда иконам.
Из воспоминаний Дубровской Лидии Ивановны: ”Нам всегда дома мама говорила, что если тронешь икону, то сгорит дом. Однажды мой маленький брат, играя, разбил икону. Первое, что мы сделали, это побежали к нашей маме и сказали ей, что сейчас загорится наш дом, поэтому нужно бежать и спасать вещи. Мама бросила все и перепуганная прибежала домой. Понятно, что пожара не было. Однако, то, что иконы нельзя трогать, мы запомнили надолго.”
Среди жителей нашей деревни существовало поверье, что если обойти с иконой вокруг горящего дома, то пожар погаснет. Из воспоминаний Рыбенковой С. Н.“Я помню, как у нас в детстве горела баня. Так моя бабушка взяла и обошла с иконой в руках, читая молитву “Отче наш”, несколько раз вокруг горящей бани. Пожар удалось затушить.”
Чаще всего икону помещают на специальной полке в углу. Ее накрывают сверху специальным рушником и ставят на полку, края рушника сводятся вместе и распрямляются внизу или ввиде перевернутого треугольника. Существуют самые различные способы размещения и оформления икон рушниками (приложение 4).
Например, среди памятных вещей моей тети -Сидоренко Татьяны Павловны -в большом количестве сохранились преимущественно набожники. Даже сейчас, когда ее давно уже нет, мы всеравно несколько раз на год меняем их на иконе (приложение 5).
Если задуматься, то рушник сопровождает жизнь сельского жителя с рождения до самой смерти.
Важную роль играл рушник на свадьбах. В былые времена девушка на выданье в сотрудничестве со старшими женщинами в семье вышивала рушники специально к свадьбе. Ими перевязывали важных гостей - свекровь, свата, свояков и сватов со стороны жениха, друзей жениха, мать невесты. Помимо этого, во время венчания молодые становились на специальный рушник - подножник, руки молодых тоже связывались рушником, их накрывали одним рушником. Все эти обряды символизировали объединение, связывание двух родов. Некоторые из этих обрядов до сих пор сохранились.
В погребальных обрядах рушник символизирует дорогу в другой мир. В деревнях было принято вывешивать за окно рушник, когда в хате кто-либо умирал. До похорон и шесть недель после них в доме тоже висел рушник, в котором душа умершего, возвращаясь в свой дом, могла найти приют.
В то же время, известно, что почти все пожилые женщины нашей деревни всегда хранят жесткое невыбеленное льняное полотно “насмерть”. Рушник до сих пор принято класть в гроб. Его обязательно повязывают на крест, с которым провожают умершего в последний путь и который потом устанавливают на могилу умершего. Рушники или скатерти застилают на Радоницу на могилы умершим.
Из воспоминаний Рыбенковой С.Н.“ Моя мать рассказывала, что обычай повязывать на крест ручники существовал для того, чтобы ими могли пользоваться бедные путешествующие люди. Они вешались для бездомных людей, старцев.”
Существовал на Беларуси и обряд "покрывание поля", когда первый сжатый сноп перевязывали рушником. Это должно было способствовать хорошему будущему урожаю, обеспечить поддержку и благословение предков.
Сохранился до наших дней и всем известный обряд встречать дорогих гостей хлебом-солью, которые также располагаются на рушнике.
Так же, как и люди, каждый из рушников имеет свои особенности, у каждого рушника своя судьба. Все они разные, и в то же время их объединяет и много общего - эта та любовь и старание, тот уровень мастерства, который приложила его хозяйка.
В резной шкатулке старой, потемневшей,
Давно храню я вышитый рушник.
Его бабуся мне дала с надеждой –
Года, как дебри, не исчез бы в них:
«И о корнях своих хоть что-то знала б».
Все в суете – достатка нет как нет.
И горя в хате много побывало,
Да разве красота спасёт от бед?!
А, может, просто Доля – Берегиня,
То память рода, вечна, как Река,
Записана языческим узором
На крыльях талисмана-рушника.
Заключение
Сейчас практически никто у нас в деревне не занимается сбором и сохранением информации о ее истории, культуре, интересных людях. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашей деревни будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили.
На карте нашего района много деревень, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них не осталось никаких сведений в документах, кроме их названия. Мы не хотим, чтобы и с нашей деревней произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет материл об одном человеке, об одной семье, живущей или жившей в нашей деревне, это будет уже большой вклад в сохранение истории нашей деревни, ведь история жизни людей — это история ее страны.
Незнание истории родного края и ее культуры является, на наш взгляд, одной из самых актуальных проблем, изучение истории – самой важной задачей. Мы все неплохо знаем историю нашей страны, но, как выясняется, не очень хорошо знаем историю своей малой Родины. В процессе работы выяснилось, что если люди и знают о существовании на территории нашей страны центров народного ремесла, то, скорее всего, об истории своей деревне, колхоза, семьи, традициях и обрядах своей местности практически ничего не известно. Не зная истории родного края, трудно понять историю всей нашей Родины.
Без знания прошлого не может быть настоящего, без знания настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своей малой Родины не только потому, что это интересно, а потому, что знание истории своего края, своей деревни поможет изменить ее облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, сберечь то, что было сделано за многие годы.
Во время работы над проектом нами было опрошено 5 женщин, которые являются уроженками деревни Дубовица. Собран фото- и аудио- материал по теме «Народное ткачество и вышивка жителей д. Дубовица». В результате мы пришли к следующим выводам: для жителей нашей деревни ткачество и вышивка являлось не только неотъемлемой частью культуры и духовности, тех народных традиций, которые передавались из поколения в поколение, но и, прежде всего, жизненной необходимостью, порою единственной возможностью женщины в то нелегкое время обеспечить себя и свою семью самым необходимым- продуктами питания, одеждой, деньгами. Например, об этом говорят воспоминания Корнаушенко О.И., Копачевой О.И., Исанковой Е.К., Петроченко Т.Е. и других женщин нашей деревни.
И сейчас во многих домах нашей деревни висят вышитые занавески на окнах и дверях, рушники украшают святые «красные» углы- как обрамление икон, на кроватях высятся подушки с ярко вышитыми цветами, салфетки размещаются на столах и подоконниках, а вышитые скатерти создают особую торжественность в доме. Всё вместе взятое делает дома сельских жителей уютными и светлыми, в них царил особый эстетический дух народности. Однако не нужно забывать, что означало это мастерство еще 50-60 лет назад для наших женщин.
Свою работу мы бы хотели закончить словами одной из женщин нашей деревни Роговенко Н.З. «Только благодаря ткачеству и вышивке мы смогли выжить после войны….»
Литература
- http://jivebelarus.net/bookstore/Belarusian-folk-weaving.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Мокошь
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница_(мифология)
- http://www.velesovkrug.ru/obyavleniya/belorusskiy-ornament-3.html
- http://slaviy.ru/slavyanskie-simvoly/cvetovye-simvoly-v-slavyanskom-yazychestve/
- http://www.perunica.ru/tradicii/182-rushnik.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примеры растительного орнамента
Покрышки на подушки, выполненные Корнаушенко О.И.
Фрагмент салфетки, выполненный Корнаушенко О.И.
Фрагмент покрывала, выполненный Копачевой О.И.
Рушники, выполненные Корноушенко О.И.
Фрагмент простыни, выполненный Корноушенко О.И.
Фрагмент скатерти, выполненный Лементовой А.И.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примеры геометрического орнамента
Фрагмент покрывала, выполненный Лементовой А.И.
Набожник, выполненный Корноушенко О.И.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Скатерть, выполненная Лементовой Т.И.
Фрагмент скатерти, выполненной Лементовой А.И.
Фрагмент скатерти, выполненной Сидоренко Т.П.
Фрагмент покрывала, выполненного Копачевой О.И.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Способы размещения и оформления икон рушниками
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Набожники, выполненные Сидоренко Т.П
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Образцы кружева
Фрагменты рушников.Образцы кружева, выполненные Лементовой А.И.
Образцы кружева. Фрагмент рушника Корнаушенко О.И.