Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

О некоторых методах прогнозирования и оценки рисков криминализации несовершеннолетних и социальнопсихологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств

Дата: 24 ноября 2021 в 16:22, Обновлено 19 декабря 2023 в 09:33

О некоторых методах прогнозирования и оценки рисков криминализации несовершеннолетних и социальнопсихологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств

В настоящее время в профилактической работе с подростками рекомендованы структурированные методы прогнозирования и оценки рисков криминализации несовершеннолетних. С этой целью в сентябре 2021 года Министерством образования Республики Беларусь в регионы направлены методические материалы по реабилитации и ресоциализации детей, практикующих поведение, вступающее в конфликт или контакт с законом.

Программа предусматривает индивидуализированный подход в работе с каждым несовершеннолетним. При реализации программы рекомендуется использовать адаптированный российскими коллегами метод структурированной оценки риска совершения несовершеннолетними правонарушений «Оценка риска и возможностей» (далее - ОРВ).

Методика ОРВ рассматривает такие сферы, как:

  • криминальная история подростка (опыт совершения правонарушающих поступков, учитывая не только официально зарегистрированные факты, но и те, о которых подросток или его окружение готовы сообщить в работе с методикой);
  • семейные обстоятельства;
  • образование и занятость (первичная и вторичная);
  • взаимоотношения со сверстниками;
  • опыт употребления психоактивных веществ (подростком и/или его ближайшим окружением, место алкоголя и ПАВ в системе ценностей подростка);
  • опыт дисциплинирования и организации времяпрепровождения подростка (со стороны самого подростка, его родителей и педагогов); - личностные особенности и характеристики; - ценностный аспект.

В процессе применения методики ОРВ специалистам предоставляется возможность оценки основных потребностей несовершеннолетнего, степени их удовлетворения, а также традиционных способов, практикуемых подростком и его окружением для их реализации, в том числе определить степень их асоциальности и криминальности.

2

К социально-психологическим факторам риска совершения правонарушений несовершеннолетними относят:

  1. Финансовые/жилищные проблемы: в настоящее время семья переживает финансовые или жилищные проблемы.
  2. Неблагоприятные жилищные условия: у подростка отсутствуют минимально необходимые условия проживания - нет жилья вообще или постоянного места проживания (регистрации).

З. Культурные/этнические вопросы: семья испытывает трудности, связанные с культурными, этническими или религиозными различиями.

  1. Криминальная наследственность: близкие родственники (родители, братья или сестры) неоднократно совершали преступные действия.
  2. Эмоциональное и психическое расстройство: один или оба родителя страдают или страдали психическими заболеваниями.
  3. Злоупотребление наркотиками/алкоголем: один или оба родителя страдают или страдали наркотической или алкогольной зависимостью.
  4. Развод: разведены и/или находятся в состоянии развода, у родителей происходит или имел место недавно супружеский конфликт отношений.
  5. Серьезные эмоциональные травмы в семье: связанные со смертью или тяжелой хронической болезнью в семье, распадом семьи, или кризисом схожего типа.
  6. Отсутствие сотрудничества со стороны родителей. Один или оба родителя не интересуются проблемами подростка, не принимают участия в их решении.
  7. Жестокое обращение со стороны отца: отец проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении когото из членов семьи.
  8. Жестокое обращение со стороны матери: мать проявляет физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении когото из членов семьи.
  9. Социально-педагогическая запущенность: подросток находится в ситуации отсутствия родительского или общественного контроля; в жизни подростка были периоды, когда он находился без родительского или общественного контроля.
  10. Угроза со стороны третьих лиц: подростку угрожает опасность со стороны других лиц.

Психологические причины преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков, кроющиеся в их собственной личности, главным образом состоят в следующем. Во-первых, противоречие между физиологией и психологией у несовершеннолетних.

Несовершеннолетние характеризуются опережением в физиологическом развитии и относительным отставанием в психологическом развитии, так что у них в процессе роста встречаются различные противоречия, такие, как противоречие между высокой энергией и низкой способностью саморегулирования, между любопытством и низкой способностью различения; между зрелостью сексуальной функции и отсутствием моральных ценностей; между субъективной оценкой (в том числе самооценкой) и объективной реальностью. Если вышеуказанные противоречия не получают правильного руководства, то они могут выступить мотивацией совершения преступления несовершеннолетним. В характеристике мотивов и целей противоправного поведения несовершеннолетнего в сфере незаконного оборота наркотических средств важно то, что на содержание и направленность принятия волевого решения на совершение соответствующего преступления решающее влияние оказывают: антиобщественные, индивидуальные взгляды личности несовершеннолетнего, весь сложный комплекс ее характеристик социальный, социально-психологический портрет конкретного человека; факторы внешней среды.

Большинство несовершеннолетних, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, не имея основных юридических знаний, не знают, являются ли преступлениями совершаемые ими общественно опасные деяния, будут ли они привлечены к уголовной ответственности за данные деяния. У некоторых из них имеются определенные юридические познания, но еще не сформировалась концепция законопослушания, так, что они не могут контролировать и регулировать свое собственное поведение в соответствии с законом, что отличает несовершеннолетних преступников от взрослых.

Серьезными проблемами семейного воспитания являются неполная семья и небрежное воспитание детей. Ускоренное социальноэкономическое развитие, идеологические изменения и масштабные миграционные потоки в стране воздействуют на устойчивость брачных отношений. Развод, раздел детей, повторный брак становятся все более часто встречающимися явлениями, приводящими к негативным изменениям в составе семьи, где дети (подростки) живут без достаточной поддержки и надлежащего контроля со стороны родителей, так что некоторые из них начинают искать «близких друзей» среди сверстников. В то же время развитие рыночной экономики изменило традиционный образ жизни граждан, так что часть родителей все время занята своей работой, чтобы заработать деньги, не имея времени заботиться о жизни и учебе детей. Последние, в конечном счете, предоставлены сами себе.

4

При изучении личности лица, совершающего преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, среди прочих успешно применяется статистический метод. Он даёт возможность описать среднестатистический портрет преступника.

Справочно: в 2021 году следственными органами области рассмотрены либо находятся на рассмотрении около 50 фактов совершения несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических среДств, по которым задержано 37 учащихся учреждений общего среднего и профессионального образования, из них 14 — Девушки, 23 — юноши. Обучаются в учреждениях общего среднего образования — 18, в учреждениях профессионального образования — 17, не учатся и не работают — 2.

Воспитываются в полных семьях — 19, в неполных семьях — 12, являются Детьми из числа Детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения роДителей — 6 (4 — замещающие семьи, 2 — на государственном обеспечении в учреждениях образования).

Воспитываются в многодетных семьях — 6 задержанных.

В отношении 6 учащихся имелись свеДения о признаках семейного неблагополучия (проводилось социальное расследование) либо были признаны находящимися в социально опасном положении, в отношении 7 задержанных провоДилась инДивиДуальная профилактическая работа. По успеваемости, отношению к учебе характеризуются поразному, в связи с чем выявить закономерность не преДставляется возможным. Вместе с тем пеДагогическими работниками, в т. ч. выявившими вовлечение несовершеннолетних в преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Мозырский ГПК, Мозырский ГПЛ строителей), отмечаюсь изменение поведения учащихся — вызывающее, Дерзкое, конфликтное, изменение круга общения — распаД прежних Дружеских связей, появление Денежных средств, а также изменения отношения к учебе — пропуск занятий без уважительных причин, опозДание на первые уроки, равнодушное отношение к поДготовке заданий, нарушение Дисциплины и т.д. Также 4 учащихся не были охвачены внеурочной занятостью, в т. ч. в 2 случаях по причине отказа роДителей.

О роде такои Деятельности поДростки узнают через сеть Интернет. Практически все поДростки были вовлечены в торговлю наркотическими среДствами через социальную сеть «Вконтакте» (27 поДростков), мессенДжер «Телеграм» (З пофостка), а также от знакомы и друзей (7 подростков).

Таким образом, среднестатистический социально-психологический портрет несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, имеет следующие черты: юноша, 14-17 лет, учащийся старших классов учреждения общего среднего образования/учреждения профессионального образования, воспитывающийся в семье, имеющей те или иные критерии неблагополучия (как социального так и психологического), не вовлеченный во внеурочную занятость, имеющий негативное отношение к социально полезной деятельности, корыстную мотивацию совершаемых поступков, активно посещающий сеть Интернет, в частности социальную сеть «Вконтакте», в том числе с использованием мобильного телефона, ранее не имеющих проблем с законом и не попадавших в поле зрение милиции.

Управление внутренних дел Гомельского облисполкома

Главное управление образования Гомельского облисполкома

Главное управление здравоохранения

Гомельского облисполкома

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.