Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Республиканский инновационный проект "Внедрение модели формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа" (2024 – 2029 гг.)

Дата: 29 марта в 12:34, Обновлено 29 октября в 15:11

Республиканский инновационный проект

"Внедрение модели формирования у обучающихся

социально ответственного правового поведения

на основе православных ценностей и традиций белорусского народа"

(2024 – 2029 гг.)

Консультанты:

Курчак Анжелика Евгеньевна – начальник управления взаимодействия со средствами массовой информации и редакционной деятельности Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, полковник юстиции;

тел. 8-01775-24284; 8-029-2535616 (МТС)E-mail: evf-p1957@yandex.ru

Финькевич Людмила Владимировна - доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

тел.(44) 7011220; E-mail: ludfink@yandex.ru

Осипов Алексей Иванович – председатель Совета общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой», доктор философских наук, профессор;

тел. 8-01772841693; E-mail: philosophi1954@mail.ru

Бройко Александр Васильевич –директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».

тел. 8-01775-24284; 8-029-2535616 (МТС)E-mail: evf-p1957@yandex.ru

1. База реализации инновационного проекта: 

Учреждения образования из всех областей Республики Беларусь и г. Минска

2. Объект инновации:

Преемственность в реализации задач формирования социально ответственного правового поведения детей школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.

3. Предмет инновации:

Организационно-методическое обеспечение формирования социально ответственного правового поведения детей школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа и профилактики правонарушений.

4. Цель: разработка и апробация модели формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения и профилактики правонарушений на основе православных ценностей и традиций белорусского народа.

5. Задачи инновационного проекта:

1. Определить и апробировать продуктивные варианты и параметры модели сотрудничества учреждений и организаций (органов государственного управления и управления образования, учреждений образования, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в формировании социально ответственного правового поведения обучающихся, профилактики правонарушений и детской преступности посредством обращения к православным традициям и ценностям белорусского народа.

2. Разработать методические рекомендации для педагогических работников, родителей обучающихся по формированию у обучающихся социально ответственного правового поведения, профилактике правонарушений и детской преступности, предупреждению отклонений в формировании нравственного сознания личности на основе православных ценностей и традиций белорусского народа;

3. Разработать учебно-методические материалы для педагогических работников по реализации программного содержания формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения, профилактики правонарушений и детской преступностина основе православных ценностей и традиций белорусского народа;

4. Обеспечить психолого-педагогическое, социальное сопровождение и содействие в реализации инновационного проекта методическими кабинетами и ресурсными центрами.

5. Повысить       профессиональную      компетентность педагогических работников учреждения образования и педагогическую культуру родителей посредством их продуктивного включения в образовательный процесс.

Актуальность.

  • общественно-политическую ситуацию в мире во многом можно охарактеризовать какпостоянно усиливающийся экономический кризис, переходящий в глубочайший кризис всей системы социальных отношений в современных высокоразвитых странах. Это период системного кризиса всех основных базовых категорий западной модели мироустройства, сложившейся в эпоху Реформации и Просвещения (демократия, международное право, суверенитет государства, индивидуальные права человека). Данный кризис выражается в том, что названные категории перестают адекватно функционировать в качественно новых условиях глобального мира.
  • неблагополучие широких слоев секуляризированного населения, упадок моральный, гражданский, социальный, политический, семейный, демографический – все это признаки глобального кризиса современной цивилизации. Рост комфортабельности жизни сопровождается исчезновением смысла жизни, экономический прогресс – нравственным регрессом, рост наслаждений – дефицитом радости и любви. Это симптомы психологического нездоровья современного общества, которые могут быть устранены при условии обращения к традиционным духовно-нравственным ценностям.

Именно духовно-нравственные проблемы,навязывание либеральной социальной модели,вытеснение из общественной жизни и разрушение традиционных национальных, семейных ценностей и религиозно-нравственных норм, а в итогекризис человеческой личности, кризис нравственного чувства, кризис потери ценностейлежат в основе глобального кризиса, охватившего так называемые цивилизованные страны.

Вся история суверенного белорусского государства сопровождалась агрессивной внешней пропагандой и навязыванием нашему обществу чуждых, так называемых,«общечеловеческих ценностей» под которыми всегда понимались европейские (западные) ценности: культ наживы, идеалы потребительского общества, гипертрофированно понимаемые права человека и права ребенка, не ограниченная даже здравым смыслом «свобода» или вседозволенность, разрушение семейных ценностей, правовой нигилизм, презрение к государству, патриотизму и патриотам.

Наша национальная государственность строится на традиционном для нашего народа взаимоуважении, толерантности, добрососедстве. Белорусская ментальность не созидается на шатком фундаменте русофобии, оголтелого национализма, шовинизма, разжигании ненависти и враждебности к иным народам и своим соседям.

Однако события 2020 года показали, что выбор системы ценностей становится судьбоносным для каждого человека в отдельности и для страны в целом. Белорусский народ был поставлен перед выбором: отстаивать свою государственность и суверенитет, духовно-нравственную и культурную самобытность или превратиться в безликую и безвольную толпу носителей«западных ценностей».

В этих условиях воспитание социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа становится наиболее актуальным.Личность, лишенная культурных, нравственных и духовных корней своего народа, оказывается не в состоянии защитить себя, своих близких и свое Отечество. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром.

  • другой стороны, по мере расширения конституционных прав и свобод граждан нашей страны, с появлением дополнительных возможностей реализации ими своих интересов и удовлетворения жизненных потребностей обуславливает необходимость существенного повышения правовой грамотности и правовой культуры современного человека.
  • усиления внимания к вопросам правового воспитания требует криминализация общества, прогрессирующий правовой нигилизм и пренебрежение к законам государства и общества. Подростковая преступность является существенной составляющей в общей структуре преступности, что требует коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений среди несовершеннолетних, а также усилением роли нравственно-правового воспитания в образовательном процессе, главной целью которого является формирование социальной ответственности и предупреждение различных правонарушений среди несовершеннолетних.

Наиболее продуктивный путь решения современных социальных проблем в сфере воспитания подрастающего поколения – это объединение усилий учреждений образования, культуры, Белорусской Православной Церкви и общественности в воспитании подрастающего поколения на фундаментальных традиционных духовных и нравственных ценностях белорусского народа, распространение опыт сотрудничества органов управления образованием, учреждений образования и Православной Церкви.

Государство всячески заинтересовано в конструктивном сотрудничестве с исторически-традиционными конфессиями, влияние которых в обществе неуклонно растет. Все исторически традиционные для Беларуси религии (православие, католичество, Евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам) формировали на протяжении многих столетий духовность и культуру белорусского народа, его национальный менталитет. При этом Православие являлось и является религией большинство населения нашего Отечества, культурообразующей религией белорусов, сыгравшей определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Сложность задач, стоящих перед современным обществом, обострение глобальных проблем человечества, о которых было сказано выше, заставляют ученых и практиков, работающих в области образования, уделять особое внимание исследованию феномена духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. При этом повышение эффективности духовно-нравственного воспитания связывается с обращением к исторически традиционным духовным и культурным ценностям белорусского народа.Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Проект направлен на объединение усилий педагогического коллектива, родителей, структур Белорусской Православной Церкви и общественных объединений для воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, подготовленной к семейной жизни и полностью осознающей свою ответственность за судьбу своей семьи и своего Отечества.

Научно-теоретическое обоснование модели формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа

  • правового воспитания подробно разработаны современными белорусскими учеными. Различные аспекты отражены в трудахдоктора педагогических наук В.Г. Стуканова (Академия МВД), Е.С. Кулешовой (АУпП Республики Беларусь), В.А. Хриптовича (Национальный институт образования),Е. Н. Лобановой (БГУ), С.А. Калинина (БГУ), Н.В. Федотовой, Е.Н. Кондрашовой, Г.В. Сирюлева (Могилевский ГУ им. Кулешова), И.В. Даньковой (Могилевский институт МВД) и многих других.
  • мероприятия по изучаемой проблемы определены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2024 г. № 24 «О правовом воспитании и просвещении граждан в 2024-2029 годах».«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» излагают православный взгляд на государство и право, отношение Церкви к преступности, наказанию и исправлению, к семейной и общественной нравственности и другие проблемы.
  • воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность, направленная на формирование у обучающихся правовых знаний, навыков социально ответственного правового поведения, свойств и качеств личности, образующих правосознание и выступающих внутренней предпосылкой правомерного поведения человека в различных сферах жизнедеятельности, регулируемых нормами права.В содержание правового воспитания входит развитие и поддержание позитивной активности личности в сфере права: выполнение гражданских обязанностей, правовое отношение к государству, труду, семье, общественности, государственной и частной собственности. Правовое воспитание является средством социальной профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания в образовательном процессе является формирование правовой культуракаждого школьника, подготовка личности к ответственному и инициативному взаимодействию как с самоуправляемыми институтами гражданского общества, так и с системой публичных институтов демократического правового государства,развитие правового сознания каждого человека и в итоге правовой культуры общества в целом,предупреждение различных правонарушений.

Нравственно-правовое воспитание особенно актуально в школьном возрасте, когда формируются личностные установки человека, именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах и обязанностях, социальной ответственности, законах.

Содержание нравственно-правового воспитания охватывает отдельные компоненты нравственно-правовой сферы личности и предполагает формирование уважительного отношения к основным правоохраняемым социальным ценностям, повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан инаправлено на формирование определенных свойств и качеств личности, которые образуют правосознание и выступают внутренней предпосылкой правомерного поведения человека в различных сферах жизнедеятельности, регулируемых нормами права.

Наиболее значимыми формируемыми правовыми чувствами являются такие, как уважение к правовому законодательству, правам и обязанностям человека, солидарность с государственной политикой, чувство ответственности, законности, дисциплины и другие.

Нравственно-правовое воспитаниеспособствует формированию социальной активности обучающихся, дает возможность им правильно ориентироваться в жизни. Оно ведется для того, чтобы не только дать обучающимся знания в правовой сфере, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активными гражданами.

  • воспитания в условиях инновационного проекта призвано решать психолого-педагогические задачиформирования:

- взглядов о социальной необходимости и важности правовых норм, направленных на защиту государстваи гражданина;формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства;

  • уважительного отношения к символам белорусской государственности и их почитания;
  • положительного отношения к представителям органов государственного управления и власти;

- уважения к законам, праву, правовым нормам, убежденности в необходимости и предпочтительности правопослушного образа жизни;

  • четких, конкретных и адекватных представлений о правомерных способах удовлетворения собственных потребностей и интересов;
  • эмоционально привлекательного образа законопослушного человека и отрицательного образа правонарушителя;
  • нетерпимого и осуждающего отношения к противоправному поведению;
  • убеждений о необходимости участия в пресечении преступных посягательств и поддержании правопорядка;
  • убежденности в неотвратимости наказания.
  • из приоритетных задач нравственно-правового воспитания является профилактика девиантного поведения обучающихся, правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Причинами возникновения и развития девиантного поведения могут быть плохие социальные условия, генетическая предрасположенность, неблагополучные отношения в семье и школьном коллективе, слабое развитие досуга подростка и др.

Доминирование материальных ценностейнад духовнымиведет у детей с девиантным поведением к характерному искажению или отсутствию четких нравственно-правовых представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, долге, чести, достоинстве, свободе и ответственности, гражданственности и патриотизме.

Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Подростки смешивают такие понятия, как «настойчивость» и «упрямство», «смелость» и «лихачество», «принципиальность» и «справедливость» и др. В их сознании обесценены такие категории, как совесть, скромность, дисциплинированность, чувство долга и др. Молодежные группировки формируются на основе культа силы, стремления самоутвердиться за счет унижения слабых, пренебрежения к морально этическим нормам поведения в обществе и на основе криминальных интересов.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Отмечается ухудшение мотивации правонарушений несовершеннолетних: опережающими темпами растут преступления с корыстными мотивами, стремлением обеспечить себя деньгами, наркотиками, контролировать определенную территорию. В подростковой среде получили распространение совершенно новые и необычные для них преступления: участие в торговле оружием, в изготовлении и сбыте наркотиков, психотропных веществ и др. тяжелых преступлениях.

Особую озабоченность вызывает ситуация с распространением наркотических веществ среди несовершеннолетних, что становится одной из наиболее острых социальных проблем. Вопросы профилактики употребления психоактивных веществ учащимися, противодействие вовлечению их в совершение наркопреступлений должны находиться под пристальным вниманием педагогов в учреждениях общего среднего образования. Необходимо предусмотреть актуальные каналы донесения информации по данной проблеме до учащихся и их родителей.

Недостаточные результаты профилактики преступности во многом связаны с недостаточным вниманием к формированию ценностной ориентации молодежи. Так как духовные устремления, нормы нравственности способствуют созиданию системы ценностей как основы общественного сознания, особенно у подрастающего поколения, то главной задачей нашего общества является ориентация подростков на получение нравственно-правового воспитания на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, истории и традиций нашего народа.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций всегда формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

На результативность профилактической работы влияет качество взаимодействия педагогических коллективов учреждений образования с правоохранительными органами и иными субъектами профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, определенными Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Одной из важных мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является занятость подростков в свободное от учебы время, особенно в каникулярный период, когда у учащихся появляется много свободного времени. Неумелое его использование подростками создает для них множество проблем, с которыми они зачастую не в силах справиться. Поэтому необходима продуманная организация деятельности подростков, которая бы наиболее полно способствовала переводу их интересов на более высокий социальный уровень.

Следует обратить внимание на обеспечение организации в учреждениях образования общедоступных спортивных секций, других объединений по интересам с привлечением к участию в них несовершеннолетних, требующих особого педагогического внимания. В республике накоплен богатый опыт работы спортивных секций, летних лагерей, других объединений для детей с девиантным поведением при православных приходах. При этом следует предусмотреть организацию постоянного мониторинга и контроля посещаемости детьми объединений по интересам не только в учреждениях образования, но и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, в православных приходах.

  • семьиявляется одной из острейших проблем, влияющих на криминогенную обстановку в стране. Подростки из семей, где встречается супружеская неверность в 10 раз чаще становятся правонарушителями, 59% антиобщественного поведения приходится на детей из неблагополучных семей (А.Н. Павлухин). В семье начинается подростковый алкоголизм. 

Нравственно-правовое воспитание обучающихсяв рамках инновационного проекта реализуется в следующих социально-педагогических направлениях:воспитательная работа с обучающимися, работа с педагогамииродителями. 

Воспитательная работа с обучающимися предусматривает внедрение в педагогическую практику учреждения образования учебных программ факультатива «Основы православной культуры» 1-4 и 5-9 классов и создание на основе содержания программ системного комплексного процесса духовно-правового воспитания, а также организацию тесного сотрудничества с православным приходом.

Проект призван создать условия для достижения обучающимися достаточного уровня развития нравственно-правовых представлений, усвоения правовых знаний, положительного эмоционального отношения к морально-правовым ценностям, высокий уровень правовых оценок, сформированность рефлексии и механизм положительного образа себя. В реализации проекта следует делать акцент на воспитание у детей положительных нравственных качеств, формирование здорового образа жизни и ответственного поведения, обеспечение содержательного досуга и полезной занятости в свободное от учебы время, своевременное выявление и разрешение проблем детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Работа с педагогами направлена на повышение компетентности в области формирования социально ответственного правового поведения обучающихся, что достигается в процессе самообразования, на педагогических советах, в ходе работы методических объединений, на тематических педагогических семинарах, курсах повышения квалификации и др.

Организация взаимодействия с родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних играет важную роль в совершенствовании системы работы учреждения образованияпоформированию социально ответственного правового поведения и по профилактике противоправного поведения обучающихся.Родители играют важную роль в воспитании законопослушания ребенка, в восприятии им права как ценности общества, как его основы. Нравственно-правовое просвещение родителей, нацеленное на повышение ихпедагогической и правовой культуры,проводится на мероприятиях для родителей (родительские собрания, занятия в родительских университетах, заседания клубов и др.)

В управленческом: управление реализацией задач инновационного проекта; накопление педагогического опыта в осуществлении формирования социально ответственного правового поведения обучающихся; организация сотрудничества с различными органами власти и заинтересованными организациями, структурами БПЦ.

В содержательном: разработка эффективных методик формирования социально ответственного правового поведения обучающихся, их апробация и внедрение их в широкую педагогическую практику. использование высокого духовного потенциала христианства в деле воспитания подрастающего поколения, обращение к опыту православной педагогики.

Новейшая история белорусского государства движется по пути сохранения и укрепления суверенитета страны, ее конституционного строя, национальной самобытности и сплоченности белорусского народа.

В этих условиях нравственно-правовое воспитание не может быть изолированной сферой воспитательного воздействия, а пронизывает все социальные связи человека, поэтому оно многофункционально, многофакторно и существует как идеологический фактор формирования не только правовой, но и политической, экономической, религиозной, информационной культуры, нравственных, эстетических, семейных, трудовых и других ценностей правовыми средствами.

Нравственно-правовое воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества, и начинать его следует с дошкольного и школьного возраста.

Модель формирования у обучающихся

  • ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа

Педагогические условия:организация единого образовательно-воспитательного пространства учебной и творческой деятельности педагогов;   информационно-диагностическое обеспечение процесса формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения  на основе православных ценностей и традиций белорусского народа

Цель: повышение уровня социально ответственного правового поведения обучающихся

Содержательно-организационный  компонент

Организация процесса формирования  у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций

Формы:коммуника-тивные моно- и поли-ситуативные игры,  консультации, мастер-класс, выставка и др.

Результативно-коррекционный  компонент

Критерии: православные традиции и ценности белорусской семьи, знания, способы поведения и др.

Уровни

Результат: переход детей на более высокий уровень социально ответственного правового поведения

Анализ и коррекция

Теоретико-методологическое основание: антропологический и аксиологиеский, деятельностнай  подходы

Методы: проектные,  игровые, проблемные, рефлексивные, интерактивные, тренинговые, диалоговые, стимулирования и др.

Средства: личностно-ориентированные ситуации, игры, правила, коммуникативные задачи, ситуации успеха, др.

Социальный заказ- формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на основеправославных ценностей итрадиций белорусского народа

Целеполагающий

компонент

низкий

средний

Функция компонента: ориентирующая

Субъекты взаимодействия:педагоги школы, священнослужители, педагоги-психологи, родители и дети.

педагоги

Функции компонента: просветительская, воспитывающая, информационная

родители

Функция компонента: аналитическая

высокий

Воздействие на эмоции и чувства художественными средствами (мастер-классы, выставки и т.д.)

Организация познан нравственно-правового воспитания обучающихся

Стимулирование формирования  социально ответственного правового поведения через вовлечение в работу факультатива «Основы православной культуры»

Нравственно-правовое просвещение

Проявление отношения  к формированию социально ответственного правового поведения  на православных традициях  и ценностях белорусской семьиавственным ценностям; осознание нравственных ценностей

Осознание мотивов поступков, стремление действовать на основе усвоенных ценностей.

 

фор

                   

Модель (от лат. modulus – мера, образец, норма) – это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта.

Модель позволяет оперировать теми сущностными характеристиками изучаемого объекта, которые недоступны для детального рассмотрения или создавать образы явлений, имитировать реальные процессы, чтобы понять их специфику, создавать ситуации для выбора одного из нескольких (оптимального) варианта решения.

Модели воспитания – это своеобразие в подходах к определению цели, средств, условий и методики осуществления воспитательного процесса; проявления различий во взглядах и способах их реализации представителей тех или иных социальных групп на способы воспитания детей.

Предлагаемая нами модель состоит их четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:

- целеполагающего как прогнозируемого результата, обусловливающего организацию деятельности учреждения образования по формированию у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа в рамках реализации основной образовательной программы, критерии и показатели данного процесса;

- организационно-содержательного, обеспечивающего управление процессом нравственно-правового развития и воспитания обучающихся в единстве их урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

- диагностико-результативного, характеризующего критерии, показатели и уровни сформированности компетенций;

Разработанная модель носит рекомендательный характер и может корректироваться образовательным учреждением самостоятельно.

Содержательной основой предлагаемой модели являются понятия «нравственно-правовое развитие личности» и «духовно-нравственное воспитание личности гражданина Беларуси», которые по своей сути являются интегративными.

В частности, нравственно-правовое развитие личности рассматривается как последовательное расширение и укрепление в процессе социализации ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

При этом педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых правовых ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию, трактуется как духовно-нравственное воспитание личности гражданина Беларуси.

Субъектной основой предложенной модели являются в зависимости от уровней управления, с одной стороны, педагогические и административные работники образовательного учреждения, осуществляющие педагогическое содействие в нравственно-правовом развитии и воспитании, а с другой – обучающиеся и их родители.

Главным основанием моделирования процесса организационной деятельности школы по формированию у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народав рамках реализации основной образовательной программы образования является социальный заказ современной школе, представленный системой общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

В качестве первого блока модели выступает целеполагающий компонент, включающий в себя:

а) определение цели работы образовательного учреждения в рассматриваемом направлении;

в) постановку конкретных задач нравственно-правового развития и воспитания обучающихся;

г) прогнозирование результатов деятельности образовательного учреждения в рассматриваемом направлении.

Данный компонент обеспечивает направленность рассматриваемых процессов. Целеполагающий компонент модели, как прогнозируемый результат, включает описание планируемых результатов деятельности образовательного учреждения поформированию у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа, что обусловливает организацию процесса, критерии, показатели и уровни сформированности компетенций, то есть обеспечивает методологическую и прогностическую функции рассматриваемого процесса.

Организационно-содержательный компонент обеспечивает управление процессом формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народаи реализуется через основные факторы, принципы, содержание и этапы управления.

Факторы являются движущей силой педагогического процесса. В ходе формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народавозникает множество отношений между внутренним состоянием личности и внешними условиями. В результате чего может появиться множество факторов, как ведущих, так и частных. Исходя из того, что частные факторы носят субъективный характер, были рассмотрены только ведущие, на наш взгляд, факторы. В нашей модели в качестве ведущих факторов выступили социальные, педагогические и психолого-педагогические факторы.

В нашей модели педагогические факторы, носящие комплексный характер, представлены:

- урочной, внеурочной и внешкольной деятельностью обучающихся;

- управленческим взаимодействием участников образовательного процесса;

- учебным планом и программами отдельных учебных предметов, факультатива «Основы православной культуры»;

- овладением учителями педагогическим мастерством, использованием ими новейших достижений науки, методик преподавания предметов, педагогических технологий.

Психолого-педагогические факторы обеспечивают взаимодействие обучающихся со средствами обучения и воспитания. Рассматривая педагогический процесс с точки зрения системно-деятельностного подхода, мы выделили следующие психолого-педагогические факторы: интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический.

Так как активность личности проявляется в деятельности, то действенно-практический фактор выступает в качестве средства познания мира, основы духовно-нравственного развития и воспитания. Фактически в деятельности происходит присвоение знаний, умений и компетенций, общественного опыта. Действенно-практический фактор обеспечивает постановку цели деятельности обучающихся; перевод обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание вследствие того, что в процессе обучения формируется отношение к усваиваемым универсальным учебным действиям. Следовательно, психолого-педагогические факторы отражают взаимодействие обучающихся как с другими участниками образовательного процесса, так и с социумом.

В предлагаемой модели системно-деятельностный подход рассматривается в качестве принципа организации деятельности школы по нравственно-правовому развитию и воспитанию личности. Данный подход представляет собой комплекс принципов и методов, систему понятий, выполняющих, прежде всего, методологическую функцию. Поэтому он не имеет четких границ применения и может выступать как принцип познания. Как известно, принципы выводятся из закономерностей, теорий и практики, в результате чего они объективны по происхождению. В итоге принципы выступают как связующее звено между теорией и практикой. То есть принципы являются основополагающими требованиями, определяющими общее направление образовательного процесса, его цели, содержание и методику организации. Исходя из этого, в нашей модели подход и принцип совпадают по содержанию.

С точки зрения системно-деятельностного подхода деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. В системе образования как ведущей социальной деятельности общества результат выступает системообразующим фактором. Таким образом, процесс воспитания можно представить в виде процесса трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Соответственно, с самого начала в рассматриваемом подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. При этом результат может быть достигнут только если есть обратная связь, представляющая собой процедуры аттестации, аккредитации, лицензирования, тестирования и пр. Принципиально то, что деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа, а тем самым, каждый раз надо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Следовательно, рассматриваемый подход организации деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся выполняет следующие функции:

а) методологическую, связанную с организацией образовательного процесса;

б) организационную, способствующую организации педагогического процесса, направленного на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

в) интегративную, в результате чего рассматриваемые процессы образуют целостную систему;

г) прогностическую, дающую возможность предсказать результаты деятельности.

Содержательный компонент модели представляет собой алгоритм действий педагогического коллектива по решению поставленных задач на основе системно-деятельностного подхода в учебной, внеклассной и методической работе учителя. Специфика данного содержания обусловлена сформулированной целью и положениями системно-деятельностного подхода.

Ожидаемые результаты

Инновационный проект даст возможность внедрить модель формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народав учреждениях образования – инновационных площадках Министерства образования Республики Беларусь.

Реализация инновационного проекта, использование в воспитательном процессе потенциала духовно-нравственных традиций отечественного образования, значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственно-правовому воспитанию детей и взрослых, повысит компетентность педагогов иродителей.

Предполагается расширение возможностей цивилизованного воспитательного влияния на обучающихся, обеспечивающее формирование полиролевой структуры его личности, позитивной и адекватной православным ценностям и культуре белорусского народа, личностной и социальной идентичности.

Реализация инновационного проекта позволит:

- Создать систему воспитательной работы учреждения образования по формированию у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа;

- создать    систему    комплексного     взаимодействия    с   семьями воспитанников   с учетом индивидуальных потребностей, социального заказа;

- создать методический продукт (учебно-методические пособия) на основе принципа интеграции учреждений образования, всех заинтересованных организаций и православных приходов;

- совершенствовать компетентность педагогических кадров учреждения образования, повысить качество педагогического труда;

- разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на основе православных ценностей и традиций белорусского народа, включающее методику реализации педагогических задач.

1)обучающиеся:

  • осознают сокральный характер государства, его символов и законов, относятся к ним с глубочайшим почтением;
  • имеют представление о Священном Писании как источнике нравственных законов и норм в жизни людей;

- понимают социальную необходимостьи важность правовых и нравственныхнорм, направленных на защиту государстваи гражданина, в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;проявляют активную жизненную позицию относительно защиты правовой системы государства;

  • уважительно относятся к представителям органов государственного управления и власти;

- имеют необходимые знания о человеке как социальном существе, об обязанностях человека перед другими людьми, семьей и Отечеством, проявляют уважение к законам, праву, правовым нормам, стремятся к выполнению своего гражданского долга, убеждены в необходимости и предпочтительности правопослушного образа жизни;

- воспринимают воинскую службу и гражданское служение как священный долг и почетную обязанность перед своей семьей и Отечеством;

  • имеют четкие, конкретные и адекватные представления о правомерных способах удовлетворения собственных потребностей и интересов;
  • имеют сформированный эмоционально привлекательный образ законопослушного человека и отрицательный образа правонарушителя;
  • относятся нетерпимо, осуждающе к противоправному поведению и убежденыв необходимости участия в пресечении преступных посягательств и поддержании правопорядка;
  • убеждены в неотвратимости наказания.

2) педагоги:

- являют личный пример социально ответственного правового поведения, стремятся к образцовому исполнению христианских заповедей и нравственных норм в личной жизни;

- занимаются самообразованием и повышают профессиональную компетентность в области формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения на православных ценностях и традициях белорусского народа;

- развивают способности генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы через реализацию творческих идей на практике, достигают   высокого   уровня   профессиональной педагогической деятельности, основанной на связи с наукой, постоянном совершенствовании и высоких этических нормах;

- разрабатывают учебно-методические и дидактические материалы по реализации программного содержания формирования у обучающихся социально ответственного правового поведения, профилактики правонарушений и детской преступности, предупреждению отклонений в формировании нравственного сознания личности на основе православных ценностей и традиций белорусского народа;

- разрабатывают эффективные методики формирования социально ответственного правового поведения обучающихся, проводят их инновационную апробацию и внедрение в педагогическую практику; используют высокий духовный потенциала христианства в деле воспитания подрастающего поколения, обращаются к опыту православной педагогики;

- транслируютпередовойпедагогический опыт в учреждения образования города, республики, на международном уровне;

- ведут профилактическую работу с обучающимися во взаимодействии с правоохранительными органами, православным приходом и иными субъектами профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

- осуществляютвзаимодействие с родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних по вопросу формирования социально ответственного правового поведения и профилактики противоправного поведения обучающихся;ведут нравственно-правовое просвещение родителей, нацеленное на повышение их педагогической и правовой культуры.

3) родители

- стремятся к достижениюоптимального уровня взаимодействия с учреждением образования по вопросам социально ответственного правового поведениядетей;

- формируют адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков ребенка; приобретают навыкисамоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в общении с ребенком;

- активно работают над повышением собственной педагогической и правовой культуры;

- усваивают четкое представление о социально ответственном правовом поведении, христианских заповедях и нравственных нормах, стремятся стать примером для своих детей;

- продуктивно включаются в образовательный процесс, конструктивно сотрудничают с педагогическим коллективом, правоохранительными органами, православным приходом и иными субъектами профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, общаться с другими родителями.

Критерии и показатели оценки эффективности

инновационного проекта

Критерии и показатели нравственного развития личности обучающегося

п/п

Критерии

Показатели

1.

2.

3.

4.

Личностное развитие (развитие индивидуального сознания личности)

Нравственная воспитанность

Когнитивное развитие

Поведение

  • позитивная этническая идентичность
  • преобладание созидательной направленности личности; способность к соподчинению мотивов поведения на основе высокого уровня индекса нравственности;
  • приоритет традиционных социально и личностно значимых потребностей, ценностей и интересов в мотивационно-потребностной сфере обучающихся;
  • положительные нравственные черты: честность, любовь к своей семье и Родине, целеустремлённость, отзывчивость, дружелюбие, ответственность и обязательность, гуманность;

-адекватная критичная  самооценка и высокий уровень притязаний в нравственном самосовершенствовании

  • проявление духовно-нравственной культуры во всех сферах межличностного взаимодействия и областях своей  жизнедеятельности (семья, школа, общество);
  • формирование личной мировоззренческой позиции социально ответственного поведения как гражданского долга человека;
  • владение системой нравственно-этических принципов и эталонов жизни в обществе, соответствующих православным традициям и ценностям белорусского народа и государства Республика Беларусь;
  • умение находить продуктивное решение при возникновении нравственно-этических проблем, ориентируясь на критерии традиционных в белорусской культуре ценностей;
  • миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим;
  • проявление ответственного поведения в трудных ситуациях, конфликтах;
  • конвенциальная корректность в построении отношений с представителями других конфессий;
  • стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение;

  • знание традиционных для белорусского народа нравственных норм и правил жизнедеятельности;
  • представление об общечеловеческих ценностях как основе социальной жизни, источнике цивилизационных процессов;
  • осведомлённость о проблеме трансформации ценностей в современном мире и их последствиях;
  • знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми;
  • способность к критическому осмыслению жизненной ситуации и выбору социально ответственного решения;
  • точные, полные и адекватные представления о гражданственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных принципах и традиционных этических правилах жизни в обществе;

  • соответствие моделей поведения, общения социально-одобряемым требованиям, традициям православной культуры;
  • владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов в поликультурном социальном пространстве;
  • осознанный выбор нравственных форм поведения в ситуации моральных дилемм.

Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по повышению уровня нравственно-правового развития личности обучающихся на основе православных ценностей традиций белорусского народа

Критерии

Показатели

Инструментарий

Профессиональный рост педагога

- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;

- профессиональные и личностные достижения педагогов;

- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив.

Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.

контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ).

Уровень педагогической деятельности

-положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий.

анкета по самоанализу, анализ результатов деятельности, работы объединений по интересам, интервью, инструментарий фокус-групп

Обобщение педагогического опыта

- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);

система открытых мероприятий по теме опыта;

- публикации (как электронные, так и печатные);

- представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;

- выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.

анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп,

метод экспертных оценок

Авторские методические продукты

разработка и выпуск авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы.

анкеты,

метод экспертных оценок

Продуктивность образовательного процесса

- положительная динамика сформированности уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в поликультурном образовательном пространстве;

- динамика повышения качества знаний о нравственном развитии, положительного развития мотивов, организаторских, реализующих, оценочных и рефлексивных умений учащихся.

анкеты, методы диагностики уровней нравственного развития личности учащегося

Удовлетворенность результатами инновационной деятельности

степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью

анкеты, интервью

Рефлексивная педагогическая компетентность

осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе на основе православных традиций и ценностей белорусского народа;

отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;

повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности

анкеты, интервью,

контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта

Взаимодействие всех участников  инновационной деятельности

  • - определение нравственных ценностей как целей волонтерской деятельности;
  • - создание системы взаимодействия, установление партнерских связей;
  • - участие в развитии поликультурного образовательного пространства;
  • - благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.

анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности

Качество управления инновационным процессом

- рациональное планирование инновационной деятельности;

мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности;

- наличие системы стимулирования педагогов.

анкеты, интервью,

наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок

Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере повышения уровня нравственно-правового развития личности обучающихся на основе православных ценностей традиций белорусского народа

Критерии

Показатели

Инструментарий

Академические компетенции

- знание теоретико-методологических и концептуальных подходов по проблеме нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в поликультурном образовательном пространстве;

- нормативная правовая база по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- знание возрастных психологических особенностей учащихся;

- знание социокультурных факторов и условий нравственного развития личности обучающегося;

- знание теоретических и методических основ процесса нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа, развития поликультурного образовательного пространства.

анкеты,

метод экспертных оценок

Управленческие

- способность к системному анализу деятельности по решению проблем нравственного развития учащихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в поликультурном образовательном пространстве;

- способность к подбору и мотивации персонала для работы по повышению уровня нравственного развития учащихся;

- владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью решения проблем нравственного развития обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в поликультурном образовательном пространстве;

- содействие самоуправлению и соуправлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования.

Анкеты,

бланки фокус-групп

Социально-личностные

- Установка на признание ценности личности учащегося и реализация этого признания в деятельности;

- уважение ценностей, прав, интересов и потребностей учащихся;

- установка на нравственно-ориентированный, демократический стиль общения, отношений, взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;

- установка на продвижение в учреждении образования ценностей диалога и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей;

- учет возрастных психологических особенностей учащихся;

- установка на создание условий для нравственного развития обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа в поликультурном образовательном пространстве.

Анкеты, интервью, метод экспертных оценок

Критерии и показатели вовлеченности родителей в инновационную деятельность

Критерии

Показатели

Инструментарий

Участие в образовательном процессе

Участие в социальных проектах и инициативах, поддержка реализации программы факультативного курса «Основы православной культуры».

Анкеты, интервью, наблюдения.

Удовлетворенность результатами инновационной деятельности

Степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью

Анкеты, интервью

Рефлексивная родительская компетентность

Осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе православных традиций и ценностей белорусского народа;

отношение к затруднениям и проблемам воспитательной деятельности;

Повышение уровня креативности и творчества в собственной деятельности

Анкеты, интервью, контент-анализ уровня креативности и творчества.

Взаимодействие всех участников  инновационной деятельности

  • - Принятие целей инновационной деятельности;
  • - участие в развитии поликультурного образовательного пространства;
  • - благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.

анкеты, интервью, наблюдения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.